В Коми дети не хотят изучать коми язык и литературу, а родители отказываются отдавать их в классы с такой направленностью. Об этом шла речь на коллегии министерства образования республики 13 декабря, сообщает Инфоцентр FINUGOR.RU.
Как рассказала заместитель министра образования региона Наталья Студиград, на территории Коми проживают русских - 53 процента, коми — 23. В республике сохранились и работают 65 национальных детсадов, где воспитывают детей на родном языке. Также есть 207 детсадов с обучением на двух языках и образовательные учреждения с этнокультурным компонентом.
В 110 школах с изучением коми языка как родного обучают 6,5 процента детей, в 161 школе с изучением коми языка как государственного — 39 процентов, 131 школа остается без коми языка. Но во всех средних общеобразовательных учреждениях ведется изучение этнокультурного компонента. В двух вузах и одном колледже сформирована система подготовки педагогических кадров для преподавания национальных предметов.
«В системе национального образования в настоящее время есть много проблем. Это и отток сельского населения в город, и общее сокращение контингента обучающихся и носителей коми языка. Малокомплектные школы с изучением коми языка закрываются. Не хватает кадров, наблюдаем сокращение необходимого выпуска в вузах, а выпускники не идут работать по специальности. Работа учителями коми языка в селе не привлекает», - сказала Н.Студиград.
Начальник управления образования администрации Удорского района Татьяна Манева отметила, что при полной оптимизации национальные школы сохранить невозможно. «Школам нужна помощь в работе с родителями. Если дома не говорят на коми, то родители не понимают, зачем их дети учат этот язык, им прощают плохие оценки по национальному предмету. Такое сплошь и рядом. Родители не хотят сдавать своих чад в классы, где обучают коми. Даже те, кто по национальности коми, говорят, что их детям родной язык мешает осваивать другие - более нужные предметы», - прокомментировала она.
Заявленная для выступления учитель коми языка и литературы, которая могла бы рассказать про ситуацию из первых уст, на заседание не пришла.
«Коми язык — он ведь государственный, поэтому и подход в решении озвученных проблем нужен государственный. Родители почему-то считают, что любой дополнительный урок в школе вредит ребенку. Почему они так думают — непонятно. Следовательно, недостаточная ведется работа с родителями. Хотя сами коми семьи могут уже учить с детства детей родному и русскому языкам, а в школе ребенок выучит еще третий — иностранный», - высказал мнение первый заместитель председателя Государственного Совета Коми Валерий Марков.
«Мы готовы были внедрять коми язык на экономических специальностях, когда я была еще в СыктГУ. Но все упирается в то, что нет до конца устоявшейся мотивации для студентов, чтобы они выбирали коми язык. Я готова в своем вузе это внедрять, но, повторюсь, нет стимула для студентов», - резюмировала директор Сыктывкарского лесного института Валентина Жиделева.
«Мы сейчас собираем предложения и обсуждаем проект концепции национального образования, она еще требует доработки. Не нужно делать ее научным трактатом, она должна стать рабочим документом. Правительство потом примет концепцию, которая позволит развивать систему национального образования», - сказала министр образования республики Нелли Струтинская, добавив, что торопиться в этом деле не стоит, так как вопрос очень серьезный.
Комментарии