Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Вторник, 8 Февраль 2011, 13:41 509 0

В Сыктывкаре разговорами «спасают» национальные языки финно-угров

В Сыктывкаре открылась международная конференция «Инновационные технологии в сфере национального образования». Более 200 участников, в числе которых педагоги, авторы учебников, лингвисты форума из России, Финляндии и Норвегии, 8-9 февраля поделятся опытом разработки проектов, нацеленных на улучшение ситуации с функционированием языков финно-угорских народов. Об этом сообщает Инфоцентр FINUGOR.RU.

«Тема конференции весьма актуальна, ведь сфера образования во многом определяет завтрашний день. От того, чему мы учим детей, зависит будущее – какими будут завтра финно-угорские народы и страны, - заявил на открытии конференции глава Коми Вячеслав Гайзер. – Финно-угры объединены желанием сохранить свою самобытность, сейчас финно-угорские регионы и страны взаимно обогащают культурно-информационное и образовательное пространство. Наметилась четкая тенденция к поиску совместных механизмов по дальнейшему развитию национального образования. Такие конференции и форумы позволяют выработать единый подход к решению актуальных проблем, сохранению языков и традиций народов с учетом реалий современности».

Генеральный секретарь Общества «Финляндия-Россия» Мерья Ханнус отметила, что на проходивших с начала 1990-х годов форумах неизменно звучала тема обеспокоенности судьбой языков малых финно-угорских народов. «Их завтрашний день зависит от глобальных процессов – но и от регионов проживания малых народов. Сегодня они вынуждены вести ежедневную борьбу за выживание. Будущее не будет выглядеть привлекательным для малых финно-угорских народов, если в их поддержку на местах не будут приниматься очень конкретные решения. Развитие разговорной практики требует кропотливой работы и четко выраженной политической поддержки», - подчеркнула она.

М.Ханнус рассказала о методике организации «языковых гнезд» в Финляндии и Карелии: в детском саду дети обучаются родному языку от воспитателей. «Если еще и взрослые люди вокруг и СМИ будут говорить на этом языке, то возникнет ситуация реального двуязычия. При этом доминирующий в государстве язык будут знать всегда, - отметила гостья республики. – Необходимо стимулировать процессы двуязычия. Значительную роль играет деятельность общественных организаций в становлении самосознания малочисленных народов. Но и родители должны верить в будущее своего языка и внушать детям, насколько важно им владеть».

Председатель Международного консультативного комитета финно-угорских народов Валерий Марков напомнил, что, согласно оценкам ЮНЕСКО, все языки уральской языковой семьи в России находятся под угрозой исчезновения. Между тем в решении V Всемирного конгресса финно-угорских народов, прошедшего в Ханты-Мансийске в 2008 году, отмечалось, что для сохранения языков недостаточно преподавания их в школе как отдельных предметов. «Надо добиться увеличения часов преподавания в школьном плане, - подчеркнул он. – Конгресс выразил несогласие и с практикой закрытия малокомплектных школ. Невозможно только усилиями власти добиться того, чтобы финно-угорские языки по распространенности стали такими же, как общегосударственный русский язык. Но одной из основных задач является противодействие процессам языковой и культурной ассимиляции. Возрождение финно-угорских языков будет тогда, когда произойдет переход к изучению предметов в школах на родном языке».

В этой связи проблемой оказалось сохранение национально-регионального компонента в учебных планах школ. «Педагоги бьют тревогу, - отметил В.Марков. – Надо сохранить изучение языков на достойном уровне – с использованием современных информационных технологий».

В качестве важнейшей задачи В.Марков также указал на необходимость воспитания национального самосознания у молодого поколения финно-угров.

*** В ходе конференции будут работать секции по вопросам двуязычия в дошкольном образовании, использованию инновационных технологий в сфере обучения национальным языкам и в рамках высшей школы, внедрению передовых разработок в систему дополнительного образования, а также по развитию системы образования на региональном и муниципальном уровне с учетом языковой и этнокультурной специфики региона.

Реклама
Реклама

Комментарии

Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама

Календарь

«Сентябрь 2018»
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Реклама