Сев за руль первого образца "Ё-мобиля", Владимир Путин дал старт участию России в мировом состязании по "электрификации" автопарка – созданию и массовому внедрению электромобилей и гибридов, то есть машин, ездящих как на углеводородном топливе, так и на электричестве.
Представленное главе правительства изделие – «Ё-мобиль», детище совместного предприятия группы «Онэксим» Михаила Прохорова и ЗАО «Яровит моторс» – был лишь действующей моделью в натуральную величину. Завод, на котором эти автомобили будут производиться серийно, еще не построен, не определены поставщики комплектующих, не проведены краш-тесты и не получены необходимые сертификаты. Если на каком-то этапе что-то в этом проекте вдруг не заладится, будет нанесен ощутимый имиджевый удар по российскому автопрому. Серийная жизнь «Ё-мобиля» должна начаться после 2012 года, пишет Утро.Ru.
«Ё-мобиль» – это гибрид, имеющий как двигатель внутреннего сгорания, так и электромотор (в нашем случае их даже два). Гибриды являются самым перспективным и динамично развивающимся сегментом авторынка. Здесь сейчас сосредоточена научная и инженерная мысль ведущих мировых автомобильных концернов. А стало быть, у «Ё-мобиля» есть мощные конкуренты.
Конкурировать придется, главным образом, с Японией. Там гибриды выпускаются с 1997 года. Именно тогда Toyota Motor Corp. представила свой первый бензиново-электрический автомобиль Coaster Hybrid EV. Вскоре появился на свет и нынешний мировой лидер среди гибридов – Toyota Hybrid Prius. Первые гибриды при всей своей экономичности (расход топлива – менее 4 литров на 100 километров) и экологичности (вредные выхлопы сокращаются пропорционально снижению расхода топлива) имели один существенный недостаток – заоблачную цену. Но постепенно за счет внедрения новых технологий их цена снижалась и к настоящему моменту вплотную приблизилась к цене бензиновых автомобилей аналогичного класса. Популярность гибридов растет день ото дня: по данным недавних социальных опросов, 16 процентов европейцев допускают, что уже следующий их автомобиль будет гибридом.
Безусловным лидером по производству гибридов является Toyota. Она продала уже более 3 миллионов таких автомобилей по всему миру. Ее Prius третьей модификации покорил Европу и США, а в самой Японии стал абсолютным бестселлером (10 процентов рынка новых авто). Кроме него компания предлагает гибриды Toyota Auris, Lexus RX, GS, LS и CT200h, а в следующем году обещает пополнить этот модельный ряд семиместным минивэном Prius Plus и еще несколькими новинками. В результате доля гибридов в экспортной продукции компании уже через пару лет должна возрасти до 20 процентов.
За лидером следуют опять же японцы – Honda Motor Co. с моделями Insight, а также Nissan Motor Co. и Mitsubishi Motors Corp. Две последние компании делают ставку уже не на гибридные, а на полностью электрические автомобили. Серийный Mitsubishi i-MiEV выпускается небольшими партиями с 2009 года, а в этом году он и его земляк Nissan Leaf отправились покорять Европу и США. В Nissan Motor Co. планируют к 2015 году увеличить производство электромобилей до полумиллиона в год и уверены, что через десять лет каждый пятый продаваемый в мире автомобиль будет работать на электричестве.
И все же насчет электромобилей пока преобладают более осторожные оценки. Например, в компании Ford Motors полагают, что к 2020 году на полноценные электромобили будет приходиться лишь 1-2 процента глобального авторынка, а на гибриды – 20–25 процентов. Впрочем, здоровый скептицизм не мешает компании разрабатывать собственные гибриды. Электромобилями и гибридами «балуются» даже Daimler-Chrysler и BMW. А на европейском рынке уже появились электрокары Chevrolet Volt, Peugeot iON и Citroen CZero.
Пока все эти автомобильчики по своим характеристикам значительно уступают «железным коням», имеющим двигатель внутреннего сгорания. Правда, японцы уже разработали технологию, позволяющую восстановить 80 процентов заряда аккумулятора за полчаса: в прошлом году началось ее активное внедрение. В развитых странах повсеместно идет сооружение инфраструктуры для зарядки и обслуживания электрокаров.
У «Ё-мобиля» есть шансы на успех: ниша экологически чистого транспорта у нас пустует. АвтоВАЗ начал разработку электрокара с рабочим названием «ЭлЛада», но это дело отдаленного будущего. А «Ё-мобиль» уже существует, по крайней мере, в виде тестового образца. И он максимально адаптирован к российским условиям. Но главное в другом: «Ё-мобиль» – это необычный гибрид, его приводят в движения только электромоторы. Таким образом, автомобиль не зависит от розеток, а его движок работает в стабильном, «щадящем» режиме, не испытывает перегрузок и может прослужить гораздо дольше обычного.
Под первый Ё-завод уже выделено место в пригороде Санкт-Петербурга. Выпуск автомобилей там должен начаться во второй половине следующего года. Первоначальная мощность предприятия составит 10–20 тысяч авто в год, но в дальнейшем может быть увеличена до 50 тысяч.
Предварительные заявки на «Ё-мобили» будут приниматься с середины мая на сайте компании «Ё-авто».
Комментарии