Как встречают по «лейблу», как травят сотрудников в офисах, можно ли использовать детектор лжи в кадровой работе и еще обо многом другом пишет деловой еженедельник «Навигатор-Коми» в номере от 1 августа.
Моббинг: травля на рабочем месте
Моббинг – слово для обозначения хорошо всем известного явления: травли на рабочем месте. Специалисты выделяют несколько разновидностей моббинга. Горизонтальный – когда угроза исходит от коллег. При вертикальном моббинге задействована иерархическая система: начальство травит подчиненного или, наоборот, подчиненные решили выжить руководителя. Но, пожалуй, самым ужасным является так называемый сэндвич-моббинг – когда нападки идут отовсюду: и со стороны подчиненных, и со стороны руководства.
По каким признакам можно оценить, что является травлей, а что – серией конфликтов? Прежде всего – это протяженность во времени. К тому же моббинг всегда направлен на одного человека, а не на группу. И, наконец, моббинг не преследует никаких целей, кроме унижения и запугивания жертвы. Иногда противостояние переходит в открытую фазу – в оскорбления и физическое насилие. Драки на рабочем месте в компаниях, где практикуется моббинг – явление нередкое.
Даже если у человека, ставшего жертвой моббинга, поначалу отыскивались заступники, то со временем он остается один на один с преследователями. «Сегодня он, а завтра я», - рано или поздно понимают защитники жертвы.
Если коллеги за что-то ополчились на вас, стоит проанализировать причины такого поведения. Не забывайте, что каждый из перечисленных мотивов в чистом виде встречается достаточно редко. Обычно в клубок противоречий сплетается из нескольких причин: в моббинге оказываются виноваты и ошибочные управленческие решения руководства, и сам сотрудник.
По «лейблу» встречают…
На что в первую очередь обращает внимание клиент, желая приобрести модную, качественную одежду? К чему он сразу же тянет руку, еще не рассмотрев толком сам товар? Что влияет на решение покупателя о покупке? Верно, речь идет об этикетке.
Сегодня этикетку нельзя рассматривать как некое приложение к товару. Из небольшого кусочка невзрачного флизелина этикетка для одежды постепенно превратилась в сильнейший маркетинговый инструмент. Условно можно выделить три основные функции этикетки: информативная (представление информации о продукте), репрезентативная (представление самого продукта потребителю) и коммуникативная (несение имиджевой нагрузки).
Этикетка сама по себе способна сделать непопулярный без нее товар конкурентным, и наоборот, существенно снизить ликвидность конкурентоспособного товара.
Именно в этом ее свойстве причина многих подделок. На западе уже появились новые технологии по защите самой этикетки от подделки. Например, специальная магнитная нить вплетается в жаккардовую этикетку, как в денежной купюре. По этой нити можно определить, действительно ли изделие сшито на фабрике или где-то за углом. Появились также самоклеящиеся радиочастотные этикетки, которые служат для защиты любого типа товара. Многие зарубежные магазины используют такие этикетки наряду с жесткими датчиками для дополнительной защиты своих товаров, например одежды, оберегая себя тем самым от краж профессиональными ворами.
Можно ли использовать детектор лжи для контроля сотрудников?
В законодательстве РФ нет правил использования детектора лжи в кадровой политике. Существует статья 70 Трудового кодекса РФ, в которой зафиксировано право испытания сотрудников при приеме на работу, но, согласно системной трактовке, под испытанием подразумевается испытательный срок.
Проверка на полиграфе должна проводиться только с письменного добровольного согласия опрашиваемого сотрудника. Если сотрудник откажется проходить проверку на полиграфе, то уволить его за это вы не имеете права, поскольку в Трудовом кодексе такого основания для увольнения нет.
Чтобы использовать детектор лжи при приеме сотрудников на работу, вы должны прописать это в тексте трудового договора. Чтобы осуществлять текущую проверку сотрудников, нужно сначала предложить им эту возможность в письменной форме или же внести соответствующий пункт в трудовой договор (к примеру, зафиксировать, что сотрудник должен будет регулярно проходить проверку на детекторе лжи в ходе ежегодной переаттестации). Эти условия также можно отразить в правилах внутреннего трудового распорядка.
Также в номере:
- информация о семинарах, ярмарках, консультационных приемных для руководителей, бухгалтеров и специалистов коммерческих организаций;
- изменения в налоговом законодательстве, ведении бухгалтерского учета и отчетности;
- бизнес-новости республики коми и соседних регионов;
- коммерческие предложения кировских предпринимателей в рубрике «Вятский оптовик».
Заказать бесплатную доставку газеты в офис можно по телефону 21-60-79.
Комментарии