Год назад на заседании комиссии при экономическом совете по развитию науки и инновационной деятельности стало понятно, что энергетика Коми равнодушна к биотопливу. С того времени практически ничего не изменилось, подтвердило заседание той же комиссии 3 апреля 2012 года – идеи есть, обоснования есть, даже проекты есть, но как всегда нет денег на реализацию, нет заинтересованности у бизнеса и не хватает политической воли.
В августе 2011 года на примере Усть-Куломского района ученые и эксперты рассчитали, какая выгода может быть от древесных отходов, если их не закапывать, чтобы они сгнили, и не сжигать под открытым небом, а сделать сырьем для котельных. Результат был впечатляющим. По словам первого заместителя министра развития промышленности, транспорта и связи Коми Александра Гибежа, в Усть-Куломском районе за год образуется более 600 тысяч кубометров древесных отходов лесозаготовки и около 55 тысяч кубометров – от деревообработки (щепа, опилки). «Это довольно приличный объем, который позволяет загрузить 5-6 котельных мощностью около 20 МВт», - рассказал он. Также была дана оценка существующей системе теплоснабжения, и выводы были неутешительные: она требует кардинальной перестройки и функционирует только благодаря выделяемым из бюджета субсидиям, значительная часть оборудования котельных морально устарела, потери тепловой энергии составляют 14-16 процентов. При этом топливо для котельных (уголь и мазут) везут за тысячи километров, хотя под боком находятся свалки биосырья.
Как отметил А.Гибеж, по теплотворной энергии уголь и древесные брикеты сопоставимы, но разница в «цене получения» колоссальная. Например, себестоимость приобретения и доставки тонны угля до котельной составляет около 7 тысяч рублей, а тонны топливных брикетов – 3,6 тысячи. То есть можно было бы экономить почти 2,5 тысячи на каждой тонне. При условии, что в год будет сжигаться в котельных 10-15 тысяч тонн брикетов, то муниципалитет мог бы экономить до 30 миллионов рублей. Более того, так как котельные переводятся к угля на мазут, то можно было бы продавать квоты на выброс в атмосферу загрязняющих веществ – а это еще 30 миллионов рублей дохода.
Тем не менее, отметил А.Гибеж, все муниципалитетам было рассказано об этих технологиях, возможностях и проектах, даже было предложено оценить самостоятельно запасы древесного сырья на свалках. Сделали это только в Койгородском районе. Таким образом, биоэнергетика в Коми остается лишь уделом мечтаний – несколько проектов в этой области находятся на начальной стадии реализации (имеется в виду котельная на биотопливе компании «Лузалес» в Прилузском районе и идея ликвидации свалки ЛДК в Сыктывкаре за счет строительства ТЭС).
Фото с сайта ecovoice.ru
Комментарии