Модератор обсуждения, главный акушер-гинеколог департамента здравоохранения Москвы Марк Курцер начал дискуссию с замечания, что на фоне все более стареющего населения планеты, которому необходимо все больше квалифицированной помощи, изменения в медицине происходят не такими быстрыми темпами, как в других сферах. В итоге наблюдается отрицательный рост производительности в здравоохранении, считает он, добавляя, что именно новые компьютерные и телекоммуникационные технологии могут решить проблему.
Более конкретные идеи озвучили участники дискуссии. Например, председатель правления, главный исполнительный директор Cisco Systems Джон Чемберс говорил об общей сервисной архитектуре по всему миру, чтобы врачи могли войти в систему и получить необходимую информацию через различные мобильные девайсы или Интернет. При этом надо идти по пути удешевления консультации врача: по его словам, надо сделать так, чтобы визит к врачу стоил один доллар. Этого можно достичь, например, за счет онлайн-конксультации при некритических заболеваниях. По мнению Д.Чембберса, в здравоохранение уже сейчас должны внедряться общие приложения и программное обеспечение, облачные технологии – все это позволит больницам оперативно обмениваться данными. Может появиться даже социальная сеть для врачей и медицинского персонала, специальные видеосервисы. «Все это надо делать одновременно, сейчас и быстро», - резюмировал он.
Исполнительный директор Philips Йон Фредерик Баксаас затронул тему оборудования, которые теперь должно производиться под конкретное лечение, а не обладать общими функциями и возможностями. При этом надо также находить более дешевые решения, внедрять сенсорные технологии и менять подходы к лечению: вмешиваться на более ранних стадиях, расширять диагностику, применять инвазивное лечение, а не делать открытые операции. Более того, нужна развитая телекоммуникационная инфраструктура, благодаря чему, помимо лечащего врача, появится еще один специалист, который в онлайн-режиме сможет высказать мнение, что снизит риск неправильного диагноза и назначенного лечения. Все это сократит время оказания помощи.
Дистанционные консультации действительно смогут экономить время, при этом увеличивается охват медпомощи. По словам вице-президента Intel Corporation, генерального директора по Европе, Ближнему Востоку и Африке Кристиана Моралеса, сокращение времени на административные дела и заполнение бумажек и ускорение получения заключений и результатов лабораторных анализов увеличит время на само лечение. А входить в курс дела врачу надо еще когда пациента везут в скорой – вся информация должна моментально поступать к доктору. Кроме того, по его мнению, необходимо менять управление в здравоохранении и привлекать туда частный капитал. Именно он первым из выступающих заговорил о модернизации отрасли на основе государственно-частного партнерства.
И все же некоторые проекты в России уже реализованы или только-только начинают воплощаться в жизнь. Например, «Ростелеком» начал реализацию грандиозного проекта, в основу которого положена национальная облачная платформа, где будет единая электронная медицинская карта и электронная регистратура. О созданной в Казани такой системе, показавшей свою состоятельность, рассказал генеральный директор «Корпоративные информационные рутины» Рустам Сунгатов. «Задача электронной медицинской карты – объединить накопленную всеми врачами информацию в единое целое. Когда это произойдет, это будет технологический прорыв», - отметил он. Образ современного врача – с айпэдом у постели пациента – описал президент ОАО «Медицина» Григорий Ройтберг. Он также говорил об электронной истории болезни, куда заносится все, что происходит с пациентом в клинике – от регистратуры до врача. При этом оба выступающие заявили о том, что нужно менять представление о здравоохранении: В.Сунгатов предложил рассматривать ее как индустрию, а Г.Ройтберг – как бизнес, где необходимо внедрить управление клиентской базой и бизнес-интеллидженс.
О достижениях и реальных проектах рассказал президент ОАО «МТС» Андрей Дубовсков. По его словам, помимо собственной сферы приложения усилий, оператор внедряется и в другие отрасли – в финансы, промышленность, поэтому нет ничего удивительного, что МТС реализовали несколько проектов в области медицины. Речь шла и о телемедицине, и об интересных конкретных решениях – это было как применение передового программного обеспечения, так и строительство инфраструктуры для внедрения беспроводных технологий.
В качестве примера А.Дубовсков рассказал, что в октябре 2010 года в Коми началось использование мобильных кардиографов: в машинах скорой помощи были установлены приборы позволяющие не только снять кардиограмму, но и моментально отправить ее в больницу, где врач-кардиолог анализирует полученную информацию и тут же дает рекомендации бригаде скорой. «По данным министерства здравоохранения республики, за время реализации проекта смертность от инсультов снизилась на 25 процентов», - отметил президент сотового оператора.
А.Дубовсков
В заключении А.Дубовсков сказал, что сейчас в России речь может идти только о локальных проектах в области здравоохранения. А сделать оказание помощи более современным и качественным невозможно без участия государства. «Только с помощью государства можно масштабировать успешные проекты на уровень всей страны. Сделать это можно, например, через федеральную программу правительства России», - заключил он.
Комментарии