По словам директора департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев, по данным ВЦИОМа, 3 процента россиян активно готовились к концу света, запасаясь продуктами и предметами первой необходимости («Левада-центр» получил данные, что 14 процентов россиян считали конец света возможным).
Траты россиян на «конец света» структурировались следующим образом: товары первой необходимости (свечи, соль, сахар-рафинад, гречка, упаковки сухого спирта, тушенка и тому подобное); лекарственные средства, в том числе сердечно-сосудистые препараты; аренда мест в бункерах; авиабилеты (зачастую в один конец, в том числе в Мексику); туристические путевки (предпочтительно подальше от России – Гоа и другие); парикмахерские и косметические услуги, включая средства по уходу за кожей; услуги бань, душевых и саун; курсы по подготовке к «концу света»; услуги связи; кафе и рестораны («погибать, так с музыкой», праздновали, что «пронесло»).
«В ноябре 2012 года оборот розничной торговли по факту составил 1892,7 миллиарда рублей. По опыту последних лет, декабрьский оборот превосходит ноябрьский на 19-20 процентов, поэтому прогнозируем его примерно в 2,3 триллиона рублей», - говорит И.Николаев. Исходя из этого, 3 процента россиян, активно готовившихся к Апокалипсису, всего потратят на покупки товаров в декабре 2012 года, порядка 69 миллиардов рублей. Оценивая долю затрат на «конец света» в их тратах в 25 процентов получаем, что это 17,3 миллиарда рублей. Аналогичный расчет по рынку услуг (туристических, транспортных, связи, культуры и так далее) дает цифру примерно в 4 миллиарда рублей. Необходимость учесть траты на лекарства, средства для ухода за телом и косметику, бункеры, рестораны и тому подобное заставляет прибавить еще 2-3 миллиарда рублей. Таким образом, сумма затрат, основанных на прогнозируемых данных по декабрю 2012 года, составит порядка 23-24 миллиардов рублей. Однако эту цифру, по мнению И.Николаева, необходимо скорректировать в сторону увеличения с учетом того, что готовившиеся к «концу света» граждане делали покупки задолго до конца декабря (повышенный спрос на ряд товаров наблюдался в некоторых регионах уже в сентябре-ноябре 2012 года).
«Таким образом, общую сумму затрат россиян на «конец света» можно оценить максимально в 30 миллиардов рублей», — делает вывод представитель ФБК. Правда, добавляет, что не стоит и преувеличивать значение этой суммы. «Одновременно наблюдались сдерживающие мотивы в потребительском настроении россиян: мол, зачем тратиться, если завтра «конец света». Это означает, что экономика с точки зрения специфической активизации потребительского спроса благотворного влияния «конца света» практически не почувствовала», - резюмирует И.Николаев.
Фотография с сайта rg.ru
Комментарии