Артем Стахиев
Литры бутафорской крови, щедро орошающие земли южных американских штатов, германская средневековая история любви, переродившаяся в XIX веке в Новом свете, педантичная немецкая интеллигентность вкупе с еле сдерживаемой африканской ненавистью, - под плохо подобранное музыкальное сопровождение Квентин Тарантино с присущим только ему юмором рассказал свою историю свободного нигера в крепостной Америке.
Фабульно «Джанго» удостоен «Золотого глобуса» в номинации «За лучший сценарий». Главного героя рядового американского раба Джанго — его играет Джейми Фокс, который, кстати, родился в Техасе, штате, одним из последних отказавшемся от своего консервативного взгляда на рабство, - выкупает для своих корыстных целей охотник за головами Кинг Шульц (Кристоф Вальц). Задача Джанго в обмен на свободу опознать бандитов, на которых охотится Шульц, но в лицо не знает.
После выполнения миссии освобожденный раб становится партнером охотника за головами, а вместе они решают спасти жену Джанго, такую же, как и он рабыню, по имени Брунхильда. Оставшиеся два с половиной часа из трех отведены на операцию по спасению любимой.
Три часа, остро приправленные яркой игрой актеров, в том числе Леонардо ДиКаприо и Сэмюэля Л.Джексона, проходят легко и воздушно. Все образы жирные, сильные, характерные, как рисунок шариковой ручкой, обведенный миллион раз по контуру. К каждому из них за фильм успело сформироваться свое отношение: чаще хотелось насадить глазные яблоки на пальцы, отобрать дробовик или помповое ружье и выстрелить в него, но, например, редкому положительному герою хотелось высказать слова поддержки, в которых, впрочем, он не нуждался.
От фаршенасыщенных сцен одновременно противно и смешно. Такой же черный юмор из скотобойни ненавязчиво ретроспектирует к фильму «Жмурки» Алексея Балабанова. Складывается ощущение, что все выстрелы - трупов в фильме предостаточно: на небо легко и без сомнений отправляется каждый второй персонаж - герои делают из ручных танков, а не пистолетов и ружей.
Любовь Джанго ведет его к освобождению жены обычной для той Америки дорогой унижения, цинизма, предвзятости. Ведет слепо, а он следует за ней, не задумываясь, не оборачиваясь, идет великаном, не замечая, не обращая внимания на препятствия впереди. И только немец Шульц своим хладнокровием, как волнорезом, иногда смягчает силу его ненависти к белым людям, которые совсем недавно хотели его кастрировать, били кнутом, выжгли отметину на щеке с буквой «Б» - беглец.
Несомненно, фильм заслуживает внимания не только тарантинофилов. История Джанго, рассказанная в фильме, дает в очередной раз мотивирующий пример стойкости, целеустремленности, антифатальности человека. Картина показывает особую романтичную любовь не за что-то и даже не вопреки, ради которой стоит бороться, пусть даже если при этом твоя жизнь находится под угрозой. Возможно она покажется первобытной, простой как пять копеек.
Фильм заработал два «Золотых глобуса» - премия прошла 13 января - в номинациях «За лучший сценарий» и «За лучшую мужскую роль второго плана» (К.Вальц), хотя был номинирован по пяти. В премии американской киноакадемии картина К.Тарантино была заявлена по пяти позициям. Вручение «Оскара» пройдет 24 февраля.
Катерина Клепиковская
Только Квентин Тарантино, великий и ужасный, мог снять фильм на тему рабства так, что будет одновременно смешно, страшно и поучительно. Его «Джанго Освобожденный» - это совершенно невообразимый микс из расизма, юмора, крови и мяса по стенам, а также почти невозможной в реальности истории о внутренней свободе и силе отдельно взятого человека.
В центре повествования — чернокожий раб Джанго, освобожденный охотником за головами доктором Кингом Шульцом и отправившийся спасать свою жену Брунхильду. На пути к своей цели он и его учитель, ставший затем партнером, убивают и калечат (чаще убивают) сотни нехороших людей.
Мастерство Тарантино в этом фильме заключается в том, что он размышляет на довольно опасную тему без тоскливой назидательности. Уродство и негуманность рабства, принижение человеческого достоинства, жестокость и низость человеческого нутра он выставляет в таком свете, что хочется не плакать, а смеяться. Что-то из серии: «Господи, как глупо я, цивилизованный человек, смотрелся, если бы делал то же самое. Нет, нет, это в принципе невозможно, это все не от большого ума, это смешно и нелепо». Ситуации, требующие максимальной политкорректности и осторожности, режиссер низводит до абсурдности и без конца потешается над ними. Например, слово «нигер», от которого большинство американцев как минимум бледнеет, звучит чаще, чем выстрелы, да и еще и из уст темнокожего персонажа.
При этом нельзя не отметить, что весьма серьезно К.Тарантино подошел к описанию самого Джанго. Тут уж без всяких ухмылок: раб, который не должен был даже допускать мысль о свободе, оказывается в своих действиях свободнее и смелее многих белых эксплуататоров.
Приемы, которые режиссер использует в картине, стали его визитной карточкой: его насилие эстетично, крупным планом и без излишнего морализаторства по этому поводу. И, как обычно, диалоги в перерывах между перестрелками великолепны до последнего слова, хочется отмотать их назад и послушать снова.
Актерам же, игравшим в «Джанго», надо сказать, повезло невероятно. Таких детально прописанных и харизматичных персонажей на экране не было уже очень давно. Взять хотя бы интеллигентного доктора Шульца: по-европейски обходительный, педантичный немец с навыками первоклассного убийцы. Разве не притягательный образ? Судя по игре Кристофа Вальца можно предположить, что очень. Актер справился превосходно: в его герое есть сила, обаяние, ум и замечательное чувство юмора. Ничуть не меньшего масштаба оказался талант Джейми Фокса, сыгравшего Джанго. От его персонажа веяло дерзостью и опасностью, несокрушимой силой воли и бесстрашием. Неожиданно хорошей оказалась игра Леонардо ДиКаприо, исполнившего роль работорговца. Несвойственное ему амплуа агрессивного и беспринципного эксплуататора приятно удивило.
Стоит ли говорить, что в дополнение к прекрасной истории и хорошим актерам режиссер традиционно напрочь разрушил все каноны операторской работы и подбора музыки.
Подводя итог, можно сказать, что «Джанго» - это фильм, который рекомендован к просмотру как лучшее вложение денег в выходные.
*** Рецензии на фильмы выходят в рамках совместного проекта «Куда пойти» под эгидой afisha.fm1.ru на сайте радиостанции «Европа плюс Коми» и в ленте новостей.
Комментарии