Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Среда, 20 Февраль 2013, 14:37 2103 1

Школьники Коми разбираются в правилах, но не улавливают смысла текстов

В начале встречи заместитель начальника отдела общего образования министерства образования региона Светлана Моисеева-Архипова развела такие понятия, как грамотность школьников и результаты единого государственного экзамена. «Это две категории, никаким образом не перекрывающие друг друга. Судя по результатам ЕГЭ по русскому языку в республике, никакой тревоги по поводу якобы имеющейся безграмотности наших выпускников возникать не должно. В 2010 году средний бал был на уровне 57 баллов, в 2011 — 59, в 2012 — 60. Тенденция к улучшению в Коми наблюдается, как и во всей России», - отметила она.

Однако С.Моисеева-Архипова подчеркнула, что показатель среднего балла повышается за счет ответов в части А бланка ЕГЭ: она состоит из 30 вопросов с вариантами ответов, из которых только один является правильным, то есть это текст, который проверяет базовые знания, фактологический материал, усвоенный за время учебы школьником. Именно результат этой части дал такой прирост к показателям.

Другая картина с частью С, которая предполагает повышенную сложность задания и творческий подход к его выполнению. Здесь у учащихся Коми показатели уже не такие вдохновляющие: в 2010 году средний балл составил 57 единиц, в 2011 — 56, в 2012 — 52. «Причем снижается этот показатель не за счет грамотности в привычном для нас понимании — орфография, пунктуация, грамматика и речь - снижаются они из-за того, что дети не понимают, о чем читают или пишут. Около 24 процентов школьников вообще не могут сказать, о чем текст, они получают по нашим критериям ноль баллов. Для сравнения, в прошлом году их было всего 15. Нас беспокоит именно этот скачок», - прокомментировала специалист.

Также, по ее словам, учащиеся не могут высказать свое мнение о каком-либо событии или явлении и подобрать аргументы, доказывающие их точку зрения. Если в 2011 году прокомментировать проблему текста не могли 28 процентов школьников, то уже к следующему ЕГЭ это число возросло до 43 процентов. Еще 25 процентов учеников не могут определить позиции автора, то есть, переводя на бытовой язык, четверть республиканских школьников не понимают своего собеседника. Таким образом, конечный результат экзамена никак не отражает коммуникативную компетенцию учащегося, которая является одним из важнейших компонентов образовательного процесса.

Как рассказала доцент кафедры русской и общей филологии Сыктывкарского госуниверситета, член комиссии по ЕГЭ Галина Глебко, на результаты экзаменов в последние годы повлияли современные технологии. Среди сданных сочинений попадалось до 12 совершенно одинаковых работ, повторяющих тексты, вывешенные в Интернете. «Доходило до того, что школьники выучивали абзацы и вставляли их в свои сочинения. Иногда первые два предложения в тексте были своими, а все остальное — как под копирку. Кстати, еще в первых двух предложениях хватало ошибок на двойку. Ошибки встречались всегда, всегда существовала ситуация, когда ребенок хочет сказать одно, а говорит совершенно противоположное. Именно поэтому абсолютно на всех факультетах начали преподавать культуру речи. Именно этот предмет позволяет подтянуть коммуникативный аспект», - заметила она.

Молодой педагог, преподаватель русского языка и литературы сыктывкарской школы №35, Дарья Ахметова поддержала коллег в том, что Интернет очень влияет на грамотность школьников. Общаясь в социальных сетях, они перенимают неформальную манеру ведения диалога, ошибки и искаженные грамматические формы слов, а затем переносят их в тексты своих сочинений. При этом они не воспринимают это как ошибку, учащиеся считают, что «все так делают, это прикольно». Кроме того, преподаватель подчеркнула, что задавать творческие задания на дом ученикам бессмысленно: они не хотят думать сами, просто скачивают из Сети уже имеющиеся тексты.

Чтобы решить эту проблему, считают эксперты, школьникам необходимо как можно больше читать. Причем не слушать аудионачитку, а использовать традиционные бумажные книги, так как 70 процентов всей информации усваивается визуально. При чтении художественных текстов вместе совпадают фонетический и зрительный образы слова, а также моторика правильного написания слов. Специалисты отвели важную роль в этом учителю русского языка и литературы, но также отметили, что в семье каждого школьника сознательно должен создаваться культ книги, привычка к их качественному, а не количественному чтению. Кстати, как заметила заведующая отделом абонементов Юношеской библиотеки Коми Татьяна Кононова, то, что дети стали меньше читать — миф. Она не отмечает снижения интереса школьников к чтению, но добавила, что выбор книг основательно сместился в сторону современных, прежде всего, зарубежных авторов.

Фото с сайта econet.ru

Реклама
Реклама

Комментарии

Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама

Календарь

«Июнь 2018»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Реклама


Реклама