Полноценным игроком на рынке инвестиций назвал «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми» бывший первый заместитель министра промышленности и энергетики Коми Константин Мальцев. С недавнего времени он возглавляет созданное постановлением правительства Коми 19 февраля новое ОАО.
Агентство «КомиОнлайн» приводит выдержки из интервью К.Мальцева изданию «Республика Коми. Бизнес-журнал»:
В чем задачи создаваемого фонда?
Примерно два года назад министерство промышленности и энергетики республики начало активно взаимодействовать с известным рейтинговым агентством «Эксперт РА». Оно проводит ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов и их инвестиционных рисков. И нас насторожило, что в рейтингах «Эксперта РА» по итогам 2004 года вдруг обнаружились очень резкие провалы наших показателей. Мы попытались в этой ситуации разобраться и стали очень плотно работать с агентством. В результате нашего взаимодействия они сделали для нас рекомендательный документ по повышению инвестиционной привлекательности региона. Мы его долго обсуждали, в конечном итоге был рожден план мероприятий по повышению такой привлекательности. И мы старались, в общем-то, в своих подходах соответствовать тем рекомендациям, которые были озвучены в том документе. Одна из этих рекомендаций основывалась на том, что, по мнению специалистов «Эксперта РА», в рамках органов государственной власти Республики Коми размыты подходы по продвижению инвестиционных проектов и укреплению инвестиционного климата. Они распределены по нескольким субъектам, и между ними нет какого-либо единого координирующего органа. Прорабатывая эту проблему, мы пришли к мысли: а почему, собственно говоря, республика вообще должна уклоняться от игры на инвестиционном поле как самостоятельный и реальный субъект инвестиционной деятельности?
Вот тогда и стала возникать идея создания такого рода организации. Как видите, процесс небыстрый — почти полтора года; обговаривались параметры, определялись цели, обсуждались задачи, формат деятельности фонда. В конечном итоге пришли к выводу, что наиболее оптимальной организационно-правовой формой такого рода предприятия должно быть открытое акционерное общество с солидным уставным капиталом, чтобы иметь достаточно приличный финансовый ресурс.
То есть не ведомство и не комитет, а именно фонд?
Не ведомство, а полноценный игрок на рынке инвестиций — со стопроцентным государственным капиталом.
И каков же его размер?
На первом этапе создания — один миллиард сто миллионов рублей.
Какого рода капитал вносит республика?
Сюда вносятся пакеты акций, принадлежащие республике, и ее коммерческое имущество.
Последний пакет правительство республики, кажется, собиралось продавать…
Пока, как видите, не собирается.
Мы станем позиционировать свой интерес на сравнительно высокотехнологичных средних предприятиях, которые призваны решать серьезные задачи сегодняшнего дня. Оговорюсь: мы не отказываемся ни от одной отрасли и будем рассматривать любые высокоэффективные проекты. Но в настоящее время обсуждается три основных направления — лесная отрасль, отрасль строительных материалов и горнорудная отрасль. И мы будем смотреть разные механизмы участия в них — от прямого финансирования проектов, при наличии быстрой окупаемости, до просто упаковки проектов под бизнес. То есть создания акционерных обществ и привлечения других, стратегических инвесторов. Наша задача в этом случае — создать условия для прихода реального и в дальнейшем эффективного собственника. «От бизнес-идеи — к предприятию» — так я назвал бы этот процесс.
Вторая задача, которая вытекает из первой: фонд по сути явится холдинговой компанией, управляющей по отношению к зависимым дочерним обществам, которые будут создаваться под те или иные проекты. Это будет эффективное управление на коммерческой основе.
Можно ли уже назвать конкретные проекты, под которые есть обоснованная документация? О «БелКомУре» и Удорском целлюлозном заводе речи, как я понимаю, больше не идет.
Нет, конечно. Хотя, в общем-то, на начальном этапе мы вполне можем и в этих процессах участвовать — в подготовительном периоде до прихода инвестора. Понимаете, нам предстоит еще достаточно сложный организационный этап. Я сознаю, что получаю в свое распоряжение очень серьезные активы, и выстроить работу такими активами эффективно потребует какого-то времени. И руководство республики это тоже прекрасно понимает.
Полную версию интервью читайте в очередном — восьмом — номере «Республика Коми. Бизнес-журнала».
Комментарии