Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Понедельник, 28 октября, 2013, 10:48 3013 11 2

Досмотрено. Фильм «Пятая власть» (The Fifth Estate)

Катерина Клепиковская

«Пятая власть», ожидаемая так долго и окруженная скандалами, с треском проваливается в американском прокате, и, скорее всего, та же участь ожидает ее и в российском. Это, возможно, происходит, потому что создатели фильма старались совместить байопик и художественный вымысел, что по определению противоречит друг другу. Тем не менее, назвать картину совершенно неудачной, конечно же, нельзя.

Во-первых, потому что она, к счастью, не столько о WikiLeaks, о котором разве что неразумные младенцы не знают, сколько о людях, участвовавших в этом проекте, их идеалах и ответственности. Доказательством этого служит то, что в основу киноленты положена книга Даниэля Домшайт-Берга — одного из создателей сайта, который из-за разногласий с Джулианом Ассанжем ушел из WikiLeaks. Таким образом, ни о какой объективности как самой книги, так и, соответственно, фильма говорить не приходится.

Во-вторых, потому что акцент в фильме делается отнюдь не на Д.Ассанжа, а на его партнера. Рассказывается, как он сначала был вдохновлен проектом, как бросил все ради него, а потом разочаровался и вышел из игры. У него на это, безусловно, были свои причины и не безосновательные. Д.Ассанж при этом показан антагонистом, причем не без демонического флера. Вопрос не в том, правильно это или нет, а в том, насколько создателями кино удалось воплотить задумку. Так вот, не удалось. Просто потому что Дэниэль Брюль, игравший Домшайт-Берга, по своим актерским способностям на голову ниже Бенедикта Кэмбербетча, исполнившего роль Д.Ассанжа. Не вполне внятная игра Д.Брюля свела на нет все попытки создателей противопоставить друг другу две яркие личности, разобраться в их противоречивых отношениях и переплетениях судеб.

Некоторую вязкость фильму добавило и то, что в нем было показано слишком много предыстории: всего того, что и так было досконально известно благодаря широкому освещению деятельности WikiLeaks в СМИ. Создатели фильма отчего-то посчитали необходимым весь первый час пересказывать знакомство героев, их перелеты по всей Европе и нудные разговоры. Только потом они перешли к динамичному развитию истории — к публикации военных документов и дипломатических депеш в «Гардиен» и «Нью-Йорк Таймс» и последующей реакции властей и общественности. Тут в фильме, наконец, появилась напряженная атмосфера, интрига и собственно жизнь. Особенно драматичным, на мой взгляд, моментом был эпизод с дискуссиями вокруг редактирования слитых документов. Не знаю, как у представителей других профессий, но у журналистов в момент представления, что в их руках может находиться такая масса информации, способной перевернуть мир, начинают дрожать коленки и сбиваться дыхание.

В итоге, «Пятая власть» - фильм довольно спорный, как с точки зрения художественной ценности, так и с точки зрения его правдивости (но будем надеяться, что создатели вовсе не преследовали эту цель). Однако некоторое очарование в нем все же есть. Проблема выбора и ответственности показана незавуалированно, в лоб, но это не вызывает раздражения, можно даже сказать сильнее пробирает. Прибавьте к этому просто потрясающую игру Б.Кэмбербетча и актуальность событий и получите довольно неплохой срез социального самосознания.

К просмотру рекомендовано, но без особых ожиданий.

 

Елена Кабакова

Наверняка, мы никогда не узнаем, насколько правдоподобно «Пятая власть» описывает процесс создания WikiLeaks и нрав Джулиана Ассанжа. Зато этот необычный в своей прямоте фильм заставляет задуматься: нужна ли нам правда без цензуры? С одной стороны, ответ очевиден. И в этом случае Д.Ассанж предстает этаким Робином Гудом современности, который отбирает секреты сильных мира сего и выставляет их напоказ всей планете. С другой же стороны, любая информация – оружие, способное убивать реальных людей.

Лента также заставляет задуматься о будущем средств массовой информации и их постепенной трансформации. Уже сегодня блоги, народные новости, расследования частных лиц, опубликованные в Интернете, получают больше доверия, приобретают популярность и имеют вес. Но можно ли поручать работу просвещать массы тем, кто не знаком с журналистской этикой? Не станут ли их принципы причиной трагических событий?

«Пятая власть» не дает ответов на все эти вопросы. Она их ставит. И ставит в известность тех, кто еще не в курсе: пятая власть завоевывает сердца и умы своих верноподданных.

Помимо глубокой морально-этической нагрузки, фильм интересен и отменной игрой… Нет, не всех актеров. Безусловно, Бенедикт Камбербэтч (Д.Ассанж) затмил здесь всех, включая главного героя. Да, Даниэль Брюль (Даниэль Берг) справился с образом человека-ограничителя, который вроде бы заменяет совесть гениальному безумцу. Но он не был столь интересен, взгляд не притягивал и порой навевал скуку своими нравоучениями, хотя экранного времени его терзаниям было отведено гораздо больше. Остальные же герои выглядели фоном на поле битвы, которая развернулась между Д.Бергом и Д.Ассанжем.

Посмотреть «Пятую власть» можно рекомендовать всем, кто любит думать в глобальном смысле этого слова. И если не обращать внимания на несколько реверансов в сторону американского правительства, этот фильм можно воспринимать как попытку научить людей искать правду.

Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Март 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Реклама