Обязательные работы у многих до сих пор ассоциируются с поединком Шурика и хулигана из знаменитого кинофильма «Операция «Ы». В одном сходство действительно есть: кинематографический нарушитель тоже исправился, буквально став другим, готовым к труду человеком. Такие метаморфозы происходят не только в кино, но и в жизни. При этом даже не приходится применять те радикальные меры, которые использовал Шурик.
К обязательным работам приговариваются граждане, совершившие административные правонарушения или преступления небольшой тяжести: хулиганство, мелкие кражи, незаконное проникновение в жилище и тому подобное. Как ни странно, даже статья Уголовного кодекса с устрашающим названием «Угроза убийством» предусматривает в качестве наказания работы на благо общества.
Фронт работ, а точнее организации, в которых осужденные будут отбывать «трудовую повинность», определяют органы местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями и непосредственно «работодателями». Главное условие: работа должна быть действительно общественно полезной. Чаще всего это уборка территории. Рабочий день сокращенный, осужденный не может трудиться больше четырех часов в день, но и меньше 12 часов в неделю – тоже (примерно по два часа в день получается).
Но даже такие условия устраивают не всех. Есть категория осужденных, которые принципиально не желают брать в руки метлу. И сотрудники инспекции воспитательную работу с ними проводят, и психологи беседуют, а нарушители все равно ни в какую. Управа на отказников, конечно же, есть: за злостное уклонение от общественно полезного труда они отправляются за решетку. При этом каждые восемь часов обязательных работ превращаются в один день лишения свободы. Казалось бы, такой обмен не слишком выгоден для осужденного (срок в неволе в три раза больше). Но ирония ситуации в том, что для многих, считающих себя, должно быть, элитой криминального мира, проще отбыть несколько дней в СИЗО или даже месяца два в колонии, чем работать.
Зато о других людях, которые нашли в себе силы измениться, сотрудники инспекции вспоминают с уважением и гордостью. Например, одна из жительниц Сыктывкара отбывала наказание за мелкую кражу, совершенную в состоянии алкогольного опьянения. Когда впервые появилась на пороге инспекции, ее внешний вид и стойкий запах перегара говорили сами за себя.
Женщину пристроили на работу в коммунальную сферу, параллельно проводили с ней беседы с участием психолога. Результат был положительным: уже в процессе отработки осужденная всерьез взялась за себя, бросила пить, даже цвет волос поменяла и прическу новую сделала. А завершилась история полным хэппи-эндом: женщина так хорошо зарекомендовала себя на временном рабочем месте, что руководство организации предложило ей постоянное трудоустройство.
Сыктывкарец Андрей Белов (на снимке) признает, что к обязательным работам приговорен за дело. Поругался с соседями, в запале побил им окна, за что и схлопотал 200 часов обязательных работ. Теперь трудится на благоустройстве города по четыре часа в день. По словам А.Белова, работа не тяжелая, и сам он не против делать Сыктывкар чище. Вот только немного неприятно, что труд этот – в наказание. Рассказывая о содеянном, А.Белов заметно смущается, уверяя, что на обязательные работы угодил в первый раз и больше хулиганских выходок себе не позволит. Зато в его жизни тоже произошли положительные перемены, недавно официально устроился на работу. Сейчас совмещает – с утра трудится на благо общества, а после обеда спешит на свое рабочее место.
Вот только, по словам О.Цветкова, таких положительных примеров куда меньше, чем хотелось бы. Есть в инспекции почти постоянные клиенты, которые отбывают повинность в виде общественных работ по четыре-пять раз. Ну а потом совершают преступления, за которые предусмотрены совсем другие виды наказания.
Фото ГУФСИН по Коми
Комментарии