В ходе опроса 1800 экономически активных россиян, имеющих пластиковые банковские карты, лишь треть из них (33 процента) сказали, что их жизнь существенно усложнится, если мировые платежные системы прекратят обслуживание карт, выпущенных всеми банками России. Еще столько же россиян признали, что подобные меры причинят им «небольшие неудобства». А 27 процентов уверены, что санкции их лично практически не затронут. Еще 7 процентов затруднились с ответом.
Опасения высказывали, как правило, те россияне, которые хранят на пластиковых картах все свои сбережения и активно пользуются системой электронных платежей. Отсутствие такой возможности они расценивают как «шаг назад, вернее, даже прыжок в каменный век». В качестве встречной меры безопасности респонденты высказывали идею ввести в стране подобно Китаю собственную платежную систему. «Нельзя позволить нами управлять!» — говорили россияне-держатели карт.
Те же, кому санкции причинили бы лишь небольшие затруднения, в этом случае готовы перейти на наличные. Спокойнее всех чувствовали себя те, у кого на карте средств мало. «Сейчас зарплату переводят на карточку, а будут на сберкнижку. Лишних накоплений просто нет. А что это, собственно, все волнуются?» — спрашивали они.
Россияне не боятся, что введение экономических санкций со стороны США и Евросоюза вернет страну во времена тотального дефицита продуктов или товаров широкого потребления. Три четверти опрошенных (74 процента) уверены, что продуктами страна себя обеспечить сможет, причем 44 процента не испытывают в этом ни тени сомнения. Опасаются, что из-за отсутствия импорта не хватит еды, лишь 22 процента респондентов (однозначно уверены в этом 9 процентов). А 4 процента ответа дать не смогли.
Чаще других «продуктовый патриотизм» и бесстрашие высказывали представители самого молодого поколения (81 процент был уверен, что едой себя обеспечим без помощи Запада). Опасения в большей степени были свойственны людям старшего возраста, которые еще застали советские времена «продовольственной программы». Среди тех, кому за сорок пять, 63 процента уверены, что собственных продуктов нам хватит, 32 процента — побаивались, что нет.
Две трети (66 процентов) уверены, что даже в случае санкций все необходимые промтовары Россия своим гражданам обеспечить сможет (35 процентов убеждены в этом абсолютно). Сомневаются 17 процентов, а еще 13 процентов уверены, что без импорта будет сильно не хватать одежды, техники, мебели. Каждый двадцать пятый затруднился ответить.
Как и в случае с продуктами, более пессимистичным проявило себя старшее поколение. На жизнь без дефицита в отсутствие импорта рассчитывали в общей сложности 64 процента (в группе респондентов до 24 лет так полагали 66 процентов). Женщины боятся санкций меньше, чем мужчины. На то, что Россия сможет обойтись без импортных промтоваров, надеялись 69 процентов дам и 65 процентов представителей сильного пола.
Как отмечали респонденты-оптимисты, на США и Европе свет клином не сошелся – «есть еще страны БРИКС и Юго-Восточная Азия», «Нам помогут Беларусь, Казахстан и Китай», а России пора начать «на 100 процентов использовать свой потенциал». «Земля нас прокормит, а постоять за себя во всяком случае сможем», — говорили они, вспоминая, что «у каждой семьи есть по два-три заросших дачных участка», «навыки крестьянина в крови» и ничто не мешает «засадить всю дачу картошкой и плевать на санкции».
Те, кто испытывал страх перед возможными санкциями, напоминали, что «мебелью, может, и сможем обойтись отечественной, а вот техникой – нет», и России в любом случае надо активнее налаживать собственное производство. «Санкции эти нам просто необходимы. Тогда страна наша, может быть, начнет что-то делать сама, а не только проедать природные ресурсы», — заключали опрошенные явно по принципу «нет худа без добра». И предсказывали, что не столько государство, сколько сами россияне постараются «сами себя обеспечить» товарами и продуктами. «С голоду не умрем, это точно», — обещали опрошенные.
Фото Максима Соколова
Комментарии