Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Пятница, 25 Апрель 2014, 10:00 1005 3

Премьера «Травиаты» в Сыктывкаре: яркость сценографии и прямота образов

«Травиата», что в переводе с итальянского означает «падшая», была написана Д.Верди по мотивам романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» и впервые представлена публике в 1853 году. Любовь молодого дворянина Альфреда Жермона к парижской куртизанке Виолетте Валери встречает на своем пути препятствие в виде фамильной чести его отца Жоржа Жермона. Вполне мелодраматичный сюжет сделал «Травиату» по меркам общественной морали середины XIX века революционным произведением именно из-за выбора композитором главной героини – падшей женщины.

Нельзя не отметить, что сегодня без этого, как правило, костюмного спектакля не обходится афиша практически ни одного театра. Так, в театре оперы и балета Коми это уже четвертая постановка стопроцентного хита великого итальянского композитора. Премьера первой из них состоялась уже спустя год после открытия музтеатра в 1959 году в постановке Кирилла Васильева. Сыктывкарскому зрителю должна быть более известна «Травиата» в третьей постановке Михаила Гусева 1981 года. Эта редакция, как призналась в беседе с корреспондентом «КомиОнлайна» директор театра оперы и балета Коми Валентина Судакова, уже морально устарела и требовала полного обновления. На вопрос о готовности сыктывкарской публики к восприятию оперы на итальянском языке она заметила: «Зрителя необходимо воспитывать. К тому же исполнением на языке оригинала в современном мире уже никого не удивишь. Можно сказать, что это практически норма для любого уважающего себя театра».

Несмотря на теплоту и овации, с которой публика встретила премьеру новой постановки, абсолютно классической ее все-таки не назовешь. Режиссерский замысел пошел вразрез с традицией буквально с первых минут спектакля, когда уже на увертюре открылся занавес, и зритель погрузился в действие: страдающей от чахотки Виолетте ненадолго становится легче, по случаю чего устраивается бал.

Во время всех четырех картин на сцене присутствуют одни и те же декорации – стены помещения, больше напоминающие витражи а-ля Тиффани эпохи модерна, и большой полукруг часов над потолком, неминуемо приближающий кончину главной героини и, видимо, опровергающий известный афоризм о том, что счастливые часов не наблюдают. От картины к картине изменяется цветовое решение декораций: тревожная и нездоровая окраска балов в алые и лиловые цвета, умиротворяющая зелень загородной усадьбы, мертвенная бледность и мрачность последнего пристанища Виолетты. Вообще это первое, что бросается в глаза, как только открывается занавес, - непривычное буйство и яркость красок.

Как правило, фестивальные спектакли балуют нашего зрителя вокальными данными заезжих гастролеров. В этот раз было приятно как смотреть, так и слушать практически каждого из выступавших артистов. Ведущая солистка театра Ольга Сосновская, исполнившая главную партию, как всегда одарила своим безупречным сопрано и актерским мастерством, прочувствованно и эмоционально передавшая боль и страдания загубленной женщины. В паре с солистом Пермского академического театра оперы и балета имени П.И.Чайковского Артемом Голубевым (Альфред) ее Виолетта порой приковывала больше внимания, чем сценический партнер. Интересно было послушать и увидеть недавно пришедшего в республиканскую труппу Андрея Ковалева (Жорж Жермон). Не самую эмоциональную игру с лихвой окупил приятный и качественный баритон этого солиста.

Нельзя поспорить с тем, что в музыкальном плане произведения Д.Верди украшают репертуар любого театра, а радость встречи с его музыкой способна сгладить неровности постановки. Если говорить о нынешнем спектакле, то они проявились в некоторой навязчивости и прямоте образов. Часы, отсчитывающие минуты жизни главной героини и уже однажды повешенные под потолком, появились еще несколько раз. К примеру, в сцене близившегося к окончанию первого бала после заявления об уходе гости появились на сцене с большими круглыми циферблатами в руках. В финале спектакля умирающая Виолетта срывает ярко-красную материю с вешалки, оказавшейся на поверку крестом. Видимо, чтобы объяснить совсем непонятливым смерть главной героини, мрак над сценой сгущается, а в единственном луче света остается все тот же крест, превращающийся в почти что надмогильный памятник.

Отличия от предыдущих постановок проявились не только в насыщенном колорите, но и в уходе от статичности. Б.Лагода добавил движения хору, который в процессе спектакля не только активно перемещался по сцене, но и двигал предметы интерьера. К слову сказать, последние, как и декорации, также не способствовали созданию образа эпохи.

В целом создателей постановки следует поздравить. Может, эта версия «Травиаты» и не самая узнаваемая, но зрители, наградив артистов продолжительными овациями, покидали театр удовлетворенными.

Фото Ирины Самар

Реклама
Реклама

Комментарии

Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама

Календарь

«Октябрь 2018»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Реклама


Реклама