«Травиата», что в переводе с итальянского означает «падшая», была написана Д.Верди по мотивам романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» и впервые представлена публике в 1853 году. Любовь молодого дворянина Альфреда Жермона к парижской куртизанке Виолетте Валери встречает на своем пути препятствие в виде фамильной чести его отца Жоржа Жермона. Вполне мелодраматичный сюжет сделал «Травиату» по меркам общественной морали середины XIX века революционным произведением именно из-за выбора композитором главной героини – падшей женщины.
Нельзя не отметить, что сегодня без этого, как правило, костюмного спектакля не обходится афиша практически ни одного театра. Так, в театре оперы и балета Коми это уже четвертая постановка стопроцентного хита великого итальянского композитора. Премьера первой из них состоялась уже спустя год после открытия музтеатра в 1959 году в постановке Кирилла Васильева. Сыктывкарскому зрителю должна быть более известна «Травиата» в третьей постановке Михаила Гусева 1981 года. Эта редакция, как призналась в беседе с корреспондентом «КомиОнлайна» директор театра оперы и балета Коми Валентина Судакова, уже морально устарела и требовала полного обновления. На вопрос о готовности сыктывкарской публики к восприятию оперы на итальянском языке она заметила: «Зрителя необходимо воспитывать. К тому же исполнением на языке оригинала в современном мире уже никого не удивишь. Можно сказать, что это практически норма для любого уважающего себя театра».
Несмотря на теплоту и овации, с которой публика встретила премьеру новой постановки, абсолютно классической ее все-таки не назовешь. Режиссерский замысел пошел вразрез с традицией буквально с первых минут спектакля, когда уже на увертюре открылся занавес, и зритель погрузился в действие: страдающей от чахотки Виолетте ненадолго становится легче, по случаю чего устраивается бал.
Во время всех четырех картин на сцене присутствуют одни и те же декорации – стены помещения, больше напоминающие витражи а-ля Тиффани эпохи модерна, и большой полукруг часов над потолком, неминуемо приближающий кончину главной героини и, видимо, опровергающий известный афоризм о том, что счастливые часов не наблюдают. От картины к картине изменяется цветовое решение декораций: тревожная и нездоровая окраска балов в алые и лиловые цвета, умиротворяющая зелень загородной усадьбы, мертвенная бледность и мрачность последнего пристанища Виолетты. Вообще это первое, что бросается в глаза, как только открывается занавес, - непривычное буйство и яркость красок.
Как правило, фестивальные спектакли балуют нашего зрителя вокальными данными заезжих гастролеров. В этот раз было приятно как смотреть, так и слушать практически каждого из выступавших артистов. Ведущая солистка театра Ольга Сосновская, исполнившая главную партию, как всегда одарила своим безупречным сопрано и актерским мастерством, прочувствованно и эмоционально передавшая боль и страдания загубленной женщины. В паре с солистом Пермского академического театра оперы и балета имени П.И.Чайковского Артемом Голубевым (Альфред) ее Виолетта порой приковывала больше внимания, чем сценический партнер. Интересно было послушать и увидеть недавно пришедшего в республиканскую труппу Андрея Ковалева (Жорж Жермон). Не самую эмоциональную игру с лихвой окупил приятный и качественный баритон этого солиста.
Нельзя поспорить с тем, что в музыкальном плане произведения Д.Верди украшают репертуар любого театра, а радость встречи с его музыкой способна сгладить неровности постановки. Если говорить о нынешнем спектакле, то они проявились в некоторой навязчивости и прямоте образов. Часы, отсчитывающие минуты жизни главной героини и уже однажды повешенные под потолком, появились еще несколько раз. К примеру, в сцене близившегося к окончанию первого бала после заявления об уходе гости появились на сцене с большими круглыми циферблатами в руках. В финале спектакля умирающая Виолетта срывает ярко-красную материю с вешалки, оказавшейся на поверку крестом. Видимо, чтобы объяснить совсем непонятливым смерть главной героини, мрак над сценой сгущается, а в единственном луче света остается все тот же крест, превращающийся в почти что надмогильный памятник.
Отличия от предыдущих постановок проявились не только в насыщенном колорите, но и в уходе от статичности. Б.Лагода добавил движения хору, который в процессе спектакля не только активно перемещался по сцене, но и двигал предметы интерьера. К слову сказать, последние, как и декорации, также не способствовали созданию образа эпохи.
В целом создателей постановки следует поздравить. Может, эта версия «Травиаты» и не самая узнаваемая, но зрители, наградив артистов продолжительными овациями, покидали театр удовлетворенными.
Фото Ирины Самар
Комментарии