Создателем «Рулета» является московский фотодокументалист Сергей Карпов, один из вдохновителей и участников более глобального проекта Mediacrowd, имеющего несколько функций – создать в стране первую публичную мультимедиабиблиотеку, а также обучать и направлять людей, работающих в этом формате.
Впервые «Рулет» как оффлайн-продукт Mediacrowd был запущен в 2013 году. Показ фильмов состоялся в нескольких городах России, и событие имело определенный успех как у журналистов и фотографов, так и у не связанных напрямую с этими сферами людей. Как рассказал «КомиОнлайну» С.Карпов, первый «Рулет», в отличие от второго, был собран исключительно из русскоговорящих авторов из России, Беларуси и Украины. Второй же - полностью за иностранцами, причем из западной части мира. Это было сделано для того, чтобы зрители могли прочувствовать уровень и разницу мультимедиашкол России и других стран.
«Современный мир, современная журналистика и современность в целом все глубже уходят в Сеть. Заинтересовать пользователя чем бы то ни было в Сети сегодня - одна из сложнейших задач. Мультимедиа позволяет существенно упростить процесс вовлечения зрителя за счет несравненно более широкого инструментария для рассказа истории. В России пока мало мест, где можно транслировать подобные работы. На Западе ситуация гораздо лучше. Электронные СМИ, галереи, вебсайты и соцсети становятся площадками для донесения до зрителя мыслей автора», - объяснил С.Карпов.
Всего для показа было отобрано восемь работ. «Во-первых, это должны были быть качественные авторские высказывания. Во-вторых, мы не гнались за именами, а наоборот, пытались собрать программу из тех авторов и тех работ, которые по разным причинам в России видели мало. В-третьих, нам было важно продемонстрировать разные подходы к созданию подобного рода продукта, поэтому все работы разные, отличаются как по тематике, так и по форме повествования», - продолжил автор проекта.
В 2014 году «Рулет» расширил свою географию до 24 городов, среди которых оказался и Сыктывкар. Показ состоялся в центр культурных инициатив «Югор», куда пришло весьма незначительное количество зрителей – всего человек 20, – что довольно странно, учитывая всплеск интереса к фотографии в городе. Однако обсуждение после просмотра показало, что это были именно те люди, кого формат мультимедиа действительно увлекает.
Каждая история, показанная на экране, могла бы стать предметом для дискуссии, однако самые жаркие споры вызвали три фильма. Первый из них – это история Магнуса Веннмана о жизни бездомного из Стокгольма, который предпочитает общению с людьми жизнь с крысами.
Он говорит, что эти животные окружены множеством негативных мифов: они агрессивны, жестоки и виновны в распространении различных заболеваний. На самом же деле, по мнению героя фильма, крысы делают что-либо лишь для того, чтобы жить, и все их действия продиктованы инстинктами: нужна еда - они идут за ней, если грозит опасность - то убегают, а не набрасываются. Люди же, наоборот, гораздо опаснее грызунов: они крадут, предают и убивают не из жизненной необходимости, а порой вовсе без причины.
«Лично мне не хватило проблематики в этом фильме. Началось все с позиционирования ситуации – в Стокгольме очень много крыс и они оказывают влияние на жизнь человека, а затем просто началась история об отдельном человеке, такая несколько прилизанная и умилительная», - поделился впечатлениями журналист и куратор «Рулета» в Сыктывкаре Максим Поляков.
«Да, я согласна, получилось сентиментально. И еще идет некая подмена: любой ученый вам скажет, что сообщества крыс – одни из самых агрессивных на планете, но нас уводят от этого, на самом деле крысы оказываются милыми, с ними можно целоваться», - поддержала его коллега Евгения Габова.
«Ну, у него ситуация такая – ему приходится больше любить крыс, чем людей, так как общество от этого бомжа по сути отказалось», - возражали из зала. «На это было просто неприятно смотреть, я думаю, что все женщины с этим согласятся», - послышалось в ответ. Приводились и другие аргументы: вне зависимости от того, согласен зритель с автором или нет, с визуальной точки зрения история была подана хорошо, и сам факт спора говорит о ценности работы.
Второй фильм, вызвавший наибольший отклик, - это проект Симона Чанга длительностью в 18 лет. У него родилась дочь, и он хочет каждый год ее жизни воплощать в короткий видеоролик, описывающий ее взросление, взаимоотношения с родителями и окружающим миром.
«Я понимаю, почему он хочет делать эти фильмы для себя, это делает каждый родитель в той или иной форме. Но я полагаю, что нужно разводить личное и публичное. Создать видеоролики - это одно, а делать из этого проект – это другое. Кроме того, он не передаст даже десяти процентов всего того, что он чувствует к своему ребенку, что составляет чувства родителей во время взросления детей – это запахи, прикосновения», - сказала Е.Габова.
«За 18 лет технологии могут измениться, он будет первым, кто сделает такой проект. Можно просто для себя снимать фото и видео, но автор подошел более серьезно к этому, вдумчиво. Это может перерасти в новый тренд», - парировал один из зрителей.
«Я вообще считаю, что это не история о ребенке. Это история о материнстве. Не зря же видеоряд, где ребенок улыбается, радуется, постоянно прерывается картинкой родов, мучений матери. Самого автора на видео нет, он за кадром, это его способ показать связь как с матерью, так и с дочерью», - высказалась журналист Мария Сакаева.
В большей или меньшей степени спорящих объединил фильм итальянки Кристины Ватиелли, который вызывал у зрителей чувство легкого недоумения. Фотограф в преамбуле к видеоролику рассказала, что в течение долгого времени снимала в ночных клубах, а затем объединила фотографии в один проект. При этом она не хотела затрагивать проблему употребления наркотиков и алкоголя молодежью, а показать, какие чувства овладевают девушками и молодыми людьми после их принятия: желание выделиться, выпустить страх, быть веселым и не одиноким.
«Я вообще не увидел то, что заявляла автор. Это просто веселая тусовка, где отдыхают люди. Если бы не было преамбулы, мы бы вообще не поняли, о чем этот проект. По сути мы можем взять любую монтажную программу, включить туда 3D-эффект, как это было сделано, и получить то же самое, но проблематику мы не увидим», - сказал М.Поляков.
«Мне вообще на середине стало плохо от этого мельтешения и я опустила глаза», - согласилась с ним зрительница. «Да и среди фотографий было много шлака», - добавил фотограф Кирилл Шучалин.
Несмотря на различные трактовки и восприятие работ, многие из присутствовавших согласились, что появление такого проекта в Сыктывкаре – это еще один шаг в развитии региональной журналистики и возможность следовать последним тенденциям. Было даже предложено сделать что-то подобное самостоятельно и периодически собираться на просмотры.
«В целом все понравилось, для нашего маленького города – это некое культурное событие. Фотографы Сыктывкара могут увидеть, что происходит в мире в целом. Мне очень понравился фильм с крысой. Потому что этот бомж говорит, что люди, возможно, большее зло, чем крысы. Я для себя в очередной раз это понял, что человек – паразит на планете, который даже при своих небольших размерах может нанести значительный урон. Вообще формат мультимедиа – это очень интересно. Пока я сам к этому не пришел, может быть потому, что нужен некий рывок. Этот прием ни в коем случае не душит фотографию, просто раскрывает ее по-другому. Это очень применимо, очень интересно. Темы есть везде, в мегаполисе и в глухой деревне. Мне кажется, что в Сыктывкаре есть с десяток людей, которые могут этим заниматься и даже занимаются, но никто о них не знает», - подытожил фотограф Андрей Ретанов.
Фото и видео Елены Кабаковой
Комментарии