В 2013 году начала действовать федеральная целевая программа по повышению безопасности дорожного движения. Одна из главных ее целей – снижение смертность на дорогах в полтора раза к 2020 году к уровню 2012-го (в Коми тогда погибло 134 человека). На заседании правительства республики 25 июля начальник управления ГИБДД МВД по Коми Олег Блохин напомнил, что осталось шесть лет, чтобы не только достичь этого результата, но серьезно снизить и дорожный травматизм.
Он привел статистику. За последние шесть лет (2008-2013 годы) в Коми погибли 774 человека, 13 тысяч получили различные травмы, часть из них остались инвалидами. Из общего числа 300 человек погибло в черте населенных пунктов, 439 – на дорогах. В основном умерли неестественной смертью люди от 25 до 50 лет, то есть, по словам О.Блохина, «самое работоспособная часть населения, которая создает ВРП». Если разделить по категориям, то погибли 330 воителей, 232 пассажира, 212 пешеходов. Самый аварийный день – воскресенье, самый аварийный месяц – август.
Чтобы достичь цели федеральной программы, ведомство проанализировало целый массив данных и выделило три главных направления: повышение безопасности дорожного движения в населенных пунктах, на трассах, профилактика.
Основная часть погибших в населенных пунктах – пешеходы, значит нужно сделать так, чтобы их передвижение по улицам стало еще более безопасным. Достичь этого можно установкой лежачих полицейских, светофоров различного типа, перильных ограждений, модернизацией дорожных знаков, нанесения разметки. В качестве положительно примера О.Блохин привел запуск в Сыктывкаре системы фото- и видеофиксации нарушений, которая привела к снижению аварийности на 19 процентов. «Считаю, что внедрение такой системы сможет повлиять на снижение травматизма в Ухте. Кроме того, надо продолжить систему в сторону Краснозатонского, охватить Эжвинский район. Тем самым мы высвободим сотрудников ГИБДД с городской территории и направим их на трассы», - сказал он. Если в 2007-2008 годы в год погибало более 40 пешеходов, то в 2013-м их было уже 29, и О.Блохин связывает снижение именно с внедрением технических средств.
Также ведомство настаивает на дальнейшем обустройстве пешеходных переходов искусственными неровностями. «Да, многим это не нравится, но это работает. При этом является одним из самых малозатратных и эффективных способов снизить тяжесть последствий от ДТП на переходах», - добавил он. Отдельно он выделил борьбу с «бегающими» пешеходами, для чего потребуется массовая установка перильных ограждений. Они должны появиться не только вдоль дорог, но и на оживленных перекрестках, которые не позволят выехать водителям на тротуары. В Коми насчитывается 1500 пешеходных переходов, но чтобы обезопасить население, надо оборудовать 400-500 их них.
На трассах вне населенных пунктов за шесть лет погибло 439 человек. На участке федеральной дороги «Вятка» - 113 человек, дороге Сыктывкар - Ухта – 111, дороги Сыктывкар - Троицко-Печорск через Усть-Кулом – 47. О.Блохин сделал прогноз, что лучше не станет: «Строительство большинства дорог началось в 1960-е, когда по ней ездили «копейки», 412-е москвичи, запорожцы. Интенсивность движения, темпы роста автомобилизации позволяли нам не задумываться о реконструкции дорог. Мы постоянно критикуем муниципалитеты, Слабикова (руководителя дорожного агентства Коми Эдуарда Слабикова – «КомиОнлайн»), но, согласитесь, сегодня мы приводим дороги в основном в надлежащее состояние, а не делаем их безопасными», - заметил начальник республиканской Госавтоинспекции.
К 2020 году, по прогнозу, автопарк Коми увеличится как минимум на 20 процентов, а в каждой семье будет по две автомашины. Вырастут и объемы коммерческих грузоперевозок, все больше фур будет ездить по дорогам с заездом в населенные пункты к местам разгрузок.
Загруженность трассы Сыктывкар – Ухта выросла в разы и доходит до 4 тысяч машин в сутки в Княжпогостком районе и 20 тысяч в районе Сыктывкара. О.Блохин привел пример, описывающий, насколько велик риск возникновения трагедии: если взять тысячу машин, которая едет из Ухты в столицу Коми, и столько же в обратном направлении, то получится 1 миллион вероятных событий в сутки, в год - 365 миллионов вероятных событий. Причем трафик будет расти, так как эта дорога станет частью трассы Сыктывкар – Нарьян-Мар.
Чтобы сделать дороги безопасными, по мнению О.Блохина, надо разбивать их на участки, где погибли люди, и реконструировать их. Например, 15-киломеровый участок дороги Сыктывкар – Ухта в районе (от столицы Коми в сторону Эжвы) за шесть лет унес жизни 21 человека, а 491 получили травмы. За это время там установили лежачих полицейских, дорожные знаки, устранили колею, положили новый асфальт – но дорога не стала безопасной. Чтобы она таковой стала, надо сделать четырехполосное движение с разделителями, на которые нет денег. Выделение участков концентрации ДТП и реконструкция их – основная задача на ближайшее время.
Профилактика тоже недостаточна эффективна. За шесть лет было зафиксировано 2 миллиона нарушений ПДД: за превышение скорости составлено 580 тысяч протоколов, наказаны 323 тысячи пешеходов, 46 тысяч пьяных водителей. Но поступательное повышение размера штрафов не приводит к прогнозируемому улучшению ситуации на дорогах.
О.Блохин в конце доклада предложил разработать и реализовать в Коми адресную государственную программу по повышению безопасности дорожного движения на 2015-2020 годы. «Считаю, что такой подход позволит нам снизить и аварийность, и тяжесть последствий от ДТП», - сказал он. В то же время временно исполняющий обязанности главы Коми Вячеслав Гайзер заметил, что региональная программа с аналогичными целями и задачами уже действует, поэтому предложил использовать наработки МВД в текущей работе.
Фото с сайта avto8.ru
Комментарии