В первый год почти трем десяткам организаций государство решило оплатить их важную гуманитарную миссию, при этом суммы по проектам были от 133 тысяч до 729 тысяч рублей. В 2013 году одеяло на себя перетянули ТОСы, став обладателями большинства грантов суммой от 40 тысяч до 465 тысяч рублей.
Как говорится в отчете общественной приемной при главе Коми, поводом для исследования послужили обращения руководителей некоторых НКО, которые выражали недовольство действующими механизмами распределения грантов, избыточной и ничем не обоснованной отчетностью по их использованию. В качестве экспертов участвовали руководители организаций, которые получали гранты в 2013-2014 годы, и представители органов исполнительной власти, которые выделяли деньги.
Оценки экспертов, особенно со стороны НКО оказались достаточно сдержанными, хотя положительные тенденции все же имеются. Так, мнения чиновников и некоммерческого сектора совпадают в том плане, что такая форма поддержки общества необходима. Среди наиболее эффективных были названы: налоговые льготы, частичное или полное освобождение от платы за пользование имуществом, предоставление помещений в аренду по низким ставкам или бесплатно, предоставление грантов и субсидий.
Исследование выявило ряд параметров, которым власть и НКО имеют диаметрально противоположные точки зрения. Так, 40 процентов экспертов от власти ответили, что НКО активно сотрудничают с органами власти как с равноправными партнерами, а 60 процентов отметили, что НКО делают это неумело. Мнение же представителей НКО распределилось аналогичным образом, но 60 процентов отметили не свою недостаточную компетентность при желании сотрудничать, а чиновников. Интересным оказался тот факт, что негативные оценки качеству взаимодействия взаимно дали министерство экономического развития, агентство по социальному развитию и те НКО, которые пользовались финансовой поддержкой со стороны этих ведомств.
Учитывая, что основное недовольство представителей НКО, обратившихся в «Главконтроль», касалось именно конкурсных процедур при распределении грантов и субсидий, экспертам было предложено оценить их различные этапы и характеристики.
Если при оценке справедливости распределения господдержки и процедуры отчетности НКО и представители власти были единодушны, то при оценке процедуры подачи документов для участия в конкурсе мнения разделились. Эксперты от органов власти считают, что «процедура прозрачна, вызвать затруднений не должна» (90 процентов), «механизм сложный, требует обучения» (10 процентов). Представители же НКО в 90 процентах случаев оценили механизм как сложный и требующий обучения. Кроме того, эксперты НКО пожаловались на отсутствие действенных механизмов информирования потенциальных участников об актуальных конкурсах, малые сроки приема документов. Очевидно значительное недопонимание и проблемы взаимодействия сторон в данном вопросе.
Несмотря на недостатки, эксперты с обеих сторон отметили значимые положительные черты, характерные для системы поддержки НКО в Коми: по их мнению, в регионе формируется прозрачная и конкурентная система господдержки НКО, оказывающих социальные услуги населению, ориентированность на НКО, работающие в районах республики.
Фото Евгении Габовой
Комментарии