В очередной раз окрестности Сыктывкара и Эжвы стали полосой препятствий для отчаянных любителей и закаленных профессионалов – шестая по счету мультигонка, организованная советом молодежи «Монди СЛПК» при поддержке профсоюза компании для поклонников экстремального туризма, состоялась 26-27 июля.
Несмотря на то что старт гонки был намечен на полдень 26 июля, а регистрация начиналась в 09:00, команды участников приехали рано утром, а приехавшие из Ухты и Кирова даже провели на лыжной базе «Веждино» ночевку, разбив небольшой палаточный лагерь.
Всего в Mondi Race 6 приняло участие 22 команды, по 11 команд в каждом из классов – Lite и Pro. Насколько отличается сложность этапов для команд разных классов, можно судить по контрольному времени, заявленному организаторами на прохождение всех этапов гонки: для Lite-команд это 12 часов, а для Pro – 24 часа.
Кировская команда «Храбрые слоники» впервые участвовала в Mondi Race, но за плечами Дмитрия и Лены уже есть серьезный опыт – «Вятский лось», ежегодно проходящий в холодное время года под Кировом, Shikhan Adventure Race 2014 в республике Башкортостан. Кировская команда была единственной из-за пределов Коми, но настроены «Слоники» были решительно – они заявили участие в категории Pro.
На пункте регистрации работал страховой агент, так как обязательное условие участие – страховка и расписка о том, что участники снимают всю ответственность с организаторов за свою жизнь и здоровье на время гонки. Впрочем, по словам страхового агента, обращений в компанию за выплатами от участников Mondi Race еще ни разу не было. По словам одного из организаторов Евгения Комарова, все команды хорошо подготовлены, ни за кого не переживаешь – можно быть уверенным, что все доберутся до финиша.
В этом сомневаться не приходиться – достаточно поглядеть на серьезный подход участников к собственной экипировке, особенно у Pro-команд. Кстати, по словам Е.Комарова, если у кого-то из спортсменов нет, например, байдарки, шлема или спасательного жилета, организаторы Mondi Race предоставят снаряжение из собственных запасов.
Все утро до начала брифинга на территории лыжной базы, где собрались участники состязания, стояла дружеская атмосфера, были слышны шутки и смех. Неудивительно, ведь большинство спортсменов знают друг друга по предыдущим гонкам, а многие хорошо знакомы и в повседневной жизни. Только перед самым началом гонки настроение людей изменилось – все стали серьезными и сосредоточенными, производили последнюю проверку снаряжения.
На Mondi Race 6 в этом году были нововведения. Во-первых, организаторы могли отслеживать передвижения команд с помощью спутника. Во-вторых, изменили этап под названием «Пролог». Всем командам были выданы один из пяти вариантов карт, для того чтобы избежать повторения тех случаев, когда менее опытные участники намеренно увязывались за более подготовленными соперниками, используя их маршрут в целях экономии времени. В этом году все команды после старта разбежались в разные стороны и могли надеяться только на личные познания в области ориентирования на местности.
И, возможно, самая любопытная новинка - использование небольшого радиоуправляемого коптера для панорамной съемки прохождения этапов состязания участниками гонки. Небольшой самодельный аппарат находился под управлением пилота Андрея Морокова, в роли его штурмана выступал Никита Маринин. Молодые люди не сами изобрели мультикоптер – их уже давно используют в индустрии развлечений. Но свой летательный аппарат они собрали полностью самостоятельно, используя личный опыт авиамоделирования и информацию из интернета. Вполне вероятно, что совсем скоро подобный вид съемки станет неотъемлемой частью каждого крупного состязания в республике Коми.
Мне удалось отследить некоторые моменты прохождения этапов участниками Mondi Race. Каждый раз спортсмены заявляли, что, несмотря на усталость, получают удовольствие от преодоления маршрута и постоянного испытания собственных возможностей. Надо сказать, что легких этапов не было – организаторы не делали поблажек ни для Lite-команд, ни для девушек.
Команды, участвующих в дистанции Lite, финишировали ближе к полуночи. Несмотря на прогнозы организаторов о том, что лучшие участники короткого маршрута пройдут все этапы за восемь часов, суровые погодные условия растянули гонку на заявленные 12 часов. Уложились в контрольное время только шесть команд. Были и те, кто вообще не добрался до финиша и отправился домой – не все выдержали тяжелых физических нагрузок и холод.
Капитан Lite-команды «Костер» Андрей Овчинников рассказал о маршруте: «В «Прологе» мы долго провозились. Начали собирать контрольные пункты в неправильном порядке и потратили много времени. Потом поехали на велосипедах до Выльгорта – это 21 километр, сколько мы проехали на великах за все время, я не смог подсчитать, но точно могу сказать, что очень много. Но дорогу во время первого этапа велоориентирования мы перенесли легко – не было жары, да и недавно положенный асфальт сыграл нам на руку. Порадовала и адекватность водителей: даже тяжелые лесовозы объезжали нас, не давя на психику – люди понимали, что идут соревнования и не мешали спортсменам.
Затем начался этап треккинга на лыжном комплексе имени Раисы Сметаниной. Хочу отметить, что в этом году все контрольные пункты были расставлены гораздо качественнее, чем в прошлом году и маршрут состязания был составлен более интересным – мне и моей напарнице Елене доставляло удовольствие по нему двигаться.
После комплекса мы на велосипедах отправились на берег Сысолы – это еще 12 километров, но мы проехали 20 – опять поехали не в ту сторону. Приехав к реке, мы поняли, что если переправимся на другой берег Сысолы для отметки на контрольном пункте, то не успеем прийти к финишу вовремя.
Мы и до следующей КП добрались с задержкой – несколько раз проезжали мимо него. Нашли его только после того, как спешились с велосипедов.
С местечка Чит мы отправились к ЛПК. Пришлось сильно сбавить темп – ноги начали сводить и отказывались крутить педали. Но как только доехали до Эжвы, открылось второе дыхание. Осознание того, что скоро конец гонки, придало нам сил. Взяв последний КП, мы рванули к финишу и добрались до него за десять минут».
Выпив горячего чая, А.Овчинников немного рассказал и о своей напарнице. «Мы выступаем вдвоем уже не один год – вместе тренируемся, поддерживаем друг друга во время состязаний. Лена гораздо выносливее многих ребят. Она очень сильный человек, постоянно тренируется. Ее не стыдно взять в команду. Если кто-то из нас ошибается, то это воспринимается нормально – повздорили и побежали дальше. Иногда непонятно, кто кого подгоняет – Лена не дает мне выбиваться из колеи. Если честно, с другим человеком я бы и не поехал – будь то парень или другая девушка. Уверен, она бы про меня сказала то же самое», - заметил он.
Позже он поделился и впечатлениями о состязании в целом: «Mondi Race 6 нам очень понравился. Настрой перед гонкой был не на высоте – из-за работы мы перестали надеяться принять участие в соревнованиях, последние две недели мы даже не тренировались. Но в конечном итоге приняли решение участвовать во что бы то ни стало – даже не ради победы, а для того чтобы получить удовольствие и пообщаться со старыми знакомыми. И ни капельки не жалеем. Тут всегда узнаешь что-то новое, становишься сильнее и мудрее. В следующем году, я надеюсь, мы приедем сюда уже как команда Pro-уровня».
Первые две команды Pro финишировали в 07:00 27 июля: 19 часов без остановок на отдых – действительно Pro-уровень.
Команды соперников увидели друг друга одновременно – составы подъезжали к финишу с разных сторон. Спортсмены обеих команд вложили в последний рывок все оставшиеся силы, даже было слышно чье-то рычание. С трехсекундным отрывом первой финишировала команда «Superbizzzonы» - Евгений Гилев и Антон Зюзев. Вторыми – Алексей Козлов и Андрей Колотухин из команды «Астра». Соперники шли ноздря в ноздрю на протяжении всей дистанции. «Бизоны» после финиша без сил повалились на траву, при этом громко и возбужденно принялись рассказывать о трудностях, застигших их на протяжении гонки. «Астры» молча вошли в дом и начали есть – на лицах ясно читалось разочарование (для некоторых людей положительным результатом является только первое место).
Помимо того что спортсменам было необходимо уложиться в контрольное время, для победы нужно обойти и отметиться на контрольных пунктах, разбросанных по всему маршруту. Каждый контрольный пункт отмечен на распечатанных фотографиях местности со спутника и за все пропущенные КП команда получает штрафы в виде увеличения фактического времени, затраченного ими для прохождения дистанции. Поэтому, например, несмотря на то, что команда «Костер» финишировала раньше, чем команда «Легенда», состоявшая из двух девушек – Юлии Бурцевой и Людмилы Крапивиной – первое место по итогам подсчета количества пройденных КП досталось именно «Легенде», а Андрею и Елене почетное второе. Третье место в категории Lite не занял никто – доехать до финиша в пределах контрольного времени удалось только двум составам.
В категории Pro тоже не все оказалось просто – после просмотра судьями фотоотчета команды «SuperBizzzonы» выяснилось, что у них не было спасательных жилетов на втором плавании. Поэтому финишировавшая второй команда «Астра» переместилась на первое место.
Каждый спорный момент порождал большое количество бурных обсуждений – все хотели честной и справедливой оценки своих усилий. Прокомментировал ситуацию судья Владимир Ермаков. Он признался, что участники Mondi Race 6 привыкли к тому, что им прощают некоторые нарушения правил гонки – на других соревнованиях подобного рода такого никто не допустит. Он сказал, что это важно учесть на соревнованиях в следующем году, ведь на Mondi Race уже приехали из другого региона, а это значит, что гонка выходит на межрегиональный уровень.
Что же касается кировской команды «Храбрые слоники», ее участникам, Лене и Диме, на Mondi Race 6 понравилась MTB-составляющая часть состязаний, то есть велоориентирование на бездорожье. У себя дома они будут рекомендовать Mondi race именно любителям покататься на велосипеде вне города.
Когда волнения немного поутихли, началась церемония награждения. Вновь наступила дружеская атмосфера, никто не держал обид на соперников – все участники слишком устали и получили огромное количество положительных эмоций от гонки.
Текст Вячеслава Турубанова
Фото Ольги Колотухиной и Максима Мельникова из группы «Мультигонка Mondi Race 6»
Комментарии