После закона, который навсегда «похоронил» легальное такси в стране, в России хотят принять закон, касающийся диспетчеров. Как сообщил на пресс-конференции 22 сентября заместитель руководителя службы Коми по лицензированию Владимир Шелест, в марте федеральное ведомство разработало законопроект, который устанавливает понятие «служба заказа такси» и нормы, обязывающие их заключать договоры только с легальными перевозчиками. Контролирующие органы предложили за нарушение этих норм установить штраф на должностных лиц от 5 тысяч рублей, на юридические лица – от 20 тысяч рублей.
«Законопроект о регулировании деятельности перевозки пассажиров легковым такси, который сейчас находится в Госдуме на рассмотрении, отражает пожелания по увеличению санкций для нелегальных и снижения санкций для легальных таксистов, - пояснил В.Шелест. - Там вводится понятия «операторская служба», «информационный центр», «диспетчерская». Еще одна новация заключается в том, что за повторное нарушение нелегалами, кроме штрафов, будут изыматься права до шести месяцев. Мы также внесли в законопроект поправки, которые предполагают административную ответственность операторских служб и диспетчеров за передачу заказов нелегалам. Нам была поставлена задача уточнить ответственность операторских служб и введение штрафов для черных диспетчеров».
По словам В.Шелеста, сегодня действует стереотип, что диспетчерская служба – это фирма, которая оказывает только информационные услуги населению. По его словам, это ошибка и не соответствующая федеральному законодательству информация.
Это подтвердила судебная практика в ХМАО, где за некачественно оказанную услугу по перевозке в такси диспетчерская служба понесла ответственность и возместила вред. Суд признал, что служба заключила с пассажиром договор.
По мнению В.Шелеста, в Коми также необходимо организовать работу по привлечение операторских служб. Органам правопорядка необходимо составлять протоколы не только в отношении таксистов, но и операторов, так как они оказывают услуги фрахтовщика.
«Информационные центры и диспетчерские службы сегодня захватывают рынок и заключают договоры с нелегалами, - пояснил эксперт. – То, что перевозки стимулируют диспетчерские службы, является большим пробелом в законодательстве. Принцип их бизнеса – получение процента от стоимости перевозок. Диспетчерские службы устанавливают тарифы на перевозку, а так как они не несут расходы на организацию процесса, то конкуренция идет на понижение цена услуги. Что делает не рентабельным содержание парка такси. При этом в российском законодательстве не закреплено понятие таких служб, так и их ответственности за передачу заказа нелегальным перевозчикам. Это актуально сегодня. На западе рынок завален такими предложениями и там с этим начинают усиленно бороться. Фактически на рынке произошло отделение служб заказа такси от самого такси, что приводит к изъятию ими прибыли, которая могла бы использоваться на развитие процесса развития таксомоторной услуги. Легальные перевозчики в это время несут большие затраты».
Представитель ассоциации таксомоторных предприятий Коми Сергей Бешагин заявил, что таксисты имеют определенные надежды на новый закон. «Верховный суд России сегодня фактически принял сторону нелегелов, - пояснил он. - Мы свои предложения также предоставляли при разработке законопроекта. Хочу отметить, что с диспетчерскими службам и на самом деле торопиться нельзя и резкой действовать тоже не надо. Это может привести к тому, что операторы, которые создают рабочие места в Коми, просто уйдут. Они окажутся в неравных условиях с виртуальными службами, которые часто находятся даже не на территории республики, а есть такие, которые даже не в России, и которые не несут никакой ответственности. Сделайте заказ на «Яндекс-такси», с кого вы спросите, если что-то пойдет не так? В диспетчерскую, которая находится в Коми, можно позвонить и получить совет».
По словам С.Бешагина, если бы сегодня существовал общий реестр всех водителей, которые имеют разрешение на оказание услуг такси, и он был бы прозрачный для всех участников рынка, проблему с нелегалами можно было бы решить. Диспетчеры, по его мнению, должны работать в одном информационном поле с лицензионной службой. Тогда наказывать недобросовестные диспетчерские службы будет легко. Как заявил С.Бешагин, сегодня все с нетерпением ждут принятие закона, который создал бы условия, выгодные больше для легального бизнеса, чем для теневого.
Фото Владимира Прокушева
Комментарии