Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Среда, 24 сентября, 2014, 16:28 1124 1

Идеальная забота о сиротах: интернатные центры, привлечение частников и профессиональные семьи

Обсуждение было неформальным. На сцену были приглашены несколько руководителей детских домов и подобных учреждения из разных регионов России. Они без предварительной подготовки рассказывали о своем опыте работы, а слушатели выражали одобрение или неодобрение, поднимая двухцветные лапки: зеленый цвет означал, что идея нравится, красный — что она не вполне продумана. Нельзя сказать, что к концу встречи был выработан четкий механизм работы идеального интерната или детского дома (сделать это вот так сразу вообще вряд ли возможно), но участники явно получили пищу для размышлений.

Первая выступающая — директор детского дома в Липецкой области Ольга Шовская  — объяснила, что от 30 до 50 процентов воспитанников детских домов — это инвалиды, и им необходимо предоставлять совершенно особые социальные услуги. Государственные организации делают это с той или иной степенью успеха, но, по мнению спикера, этого недостаточно. Если в приемную семью был отдан ребенок с инвалидностью, то он лишается возможности получать квалифицированную помощь, что может очень негативно сказаться на его развитии. Поэтому домам-интернатам нужно задуматься над тем, чтобы открывать у себя группы кратковременного содержания или выходного дня, куда родители могли приводить детей и сами учиться. Предложение было поддержано, многие слушатели «заявили» (поднятием «лапок» зеленого цвета), что в их учреждениях это уже делается.

Директор детской деревни-sos (мини-комьюнити в 11-15 домов, где атмосфера максимально приближена к семейной) в Московской области Анатолий Васильев рассказал, что на данный момент такой формат заботы о сиротах очень похож на деятельность появляющихся в России профессиональных замещающих семьей. При этом он подчеркнул, что деревня, как и замещающая семья, показана далеко не всем. «Она удовлетворяет потребность только тех детей, которым нужна семья, то есть от младенчества и до 10-12 лет. Подростками занимаются дома молодежи, существующие при деревнях. Мы должны думать о создании условий в организациях. Мне кажется, что будущие детские дома должен быть многофункциональными центрами, которые могут предоставлять любые услуги. Например, семейные квартиры для детей, которые точно не уйдут в семьи, но будут жить в детдоме на долгосрочной основе. Должно быть одна-две профессиональные семьи, которые готовят детей к передаче в обычные семьи или к профессиональной деятельности», - сказал он.

Также А.Васильев предложил дифференцировать организации для детей-сирот в зависимости от диагнозов, социального положения и трудностей в социализации. Если же власти не могут этим заниматься, эти функции надо передавать частному сектору, что позволит не разом и с большим трудом разворачивать устоявшуюся систему, а преобразовывать ее точечно, малыми шагами. Эта идея была поддержана почти единогласно, а вот разделение учреждений на узко специализированные привело к спорам в зале — скепсис вызвала утопичность предложения.

Светлана Нажимова из Тверской области сообщила, что в ее детском доме выпускников оставляют жить в учреждении после достижения ими совершеннолетия, но при условии, что они сами того пожелают. Такая организация работы рассматривалась в Коми и вообще широко обсуждается в стране, но пока системно не существует. Тем не менее присутствующие одобрили этот механизм, посчитав, что только таким образом можно подготовить сирот к безболезненному выходу из интерната.

Также специалист описала, как ее организация работает с кровными родственниками детей. Для родителей, которых лишили прав на воспитание, но которые хотят восстановить их, работают специальные комнаты, где они общаются с детьми, решают накопившиеся внутренние проблемы под присмотром педагогов. С мамами или папами, находящимися в тюрьме, дети ведут переписку, а если сироты могут быть переданы другим родственникам, то их обучают в школе приемного родителя.

Кроме того, С.Нажимова рассказала, что ее подчиненные работают с неблагополучными семьями, заранее предупреждая сам факт появления ребенка, оставшегося без родителя. Однако большинство участников дискуссии не захотели применить у себя такую практику, так как посчитали, что это является компетенцией не детского учреждения, а органов опеки и других контролирующих ведомств.

Директор детдома в Хабаровском крае Ирина Ноздрачева призналась в том, что после предыдущего съезда, впечатлившись опытом регионов, в своей организации снесла стены и организовала из комнат, где раньше жили по десять человек, индивидуальные комнаты для каждого ребенка или для братьев и сестер. Помимо этого, она посчитала, что при дефиците мест в детских садах в регионе нет смысла оставлять детей без дошкольного образования, лучше организовать его прямо в доме, получив соответствующую лицензию. Судя по голосованию, большинство интернатов страны тоже приняли на вооружение этот способ решения проблемы, сложность заключалось только в получении документов.

Также директора интернатных учреждений предлагали сделать работу педагогов круглосуточной, для чего естественно понадобятся и кадры, и дополнительные деньги (но эффект прогнозируется крайне позитивный), организовывать дополнительные услуги в детских домах, активнее обучать приемных родителей, а также их будущих детей.

Фото с сайта belport.by

Реклама
Реклама

Комментарии

Реклама
Реклама
Реклама

Кто есть кто

Бобков
Игорь
Янович
Родился 27 сентября 1958 г.
Реклама
Реклама

Календарь

«Сентябрь 2020»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Реклама


Реклама