Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Среда, 24 Сентябрь 2014, 16:28 705 1

Идеальная забота о сиротах: интернатные центры, привлечение частников и профессиональные семьи

Обсуждение было неформальным. На сцену были приглашены несколько руководителей детских домов и подобных учреждения из разных регионов России. Они без предварительной подготовки рассказывали о своем опыте работы, а слушатели выражали одобрение или неодобрение, поднимая двухцветные лапки: зеленый цвет означал, что идея нравится, красный — что она не вполне продумана. Нельзя сказать, что к концу встречи был выработан четкий механизм работы идеального интерната или детского дома (сделать это вот так сразу вообще вряд ли возможно), но участники явно получили пищу для размышлений.

Первая выступающая — директор детского дома в Липецкой области Ольга Шовская  — объяснила, что от 30 до 50 процентов воспитанников детских домов — это инвалиды, и им необходимо предоставлять совершенно особые социальные услуги. Государственные организации делают это с той или иной степенью успеха, но, по мнению спикера, этого недостаточно. Если в приемную семью был отдан ребенок с инвалидностью, то он лишается возможности получать квалифицированную помощь, что может очень негативно сказаться на его развитии. Поэтому домам-интернатам нужно задуматься над тем, чтобы открывать у себя группы кратковременного содержания или выходного дня, куда родители могли приводить детей и сами учиться. Предложение было поддержано, многие слушатели «заявили» (поднятием «лапок» зеленого цвета), что в их учреждениях это уже делается.

Директор детской деревни-sos (мини-комьюнити в 11-15 домов, где атмосфера максимально приближена к семейной) в Московской области Анатолий Васильев рассказал, что на данный момент такой формат заботы о сиротах очень похож на деятельность появляющихся в России профессиональных замещающих семьей. При этом он подчеркнул, что деревня, как и замещающая семья, показана далеко не всем. «Она удовлетворяет потребность только тех детей, которым нужна семья, то есть от младенчества и до 10-12 лет. Подростками занимаются дома молодежи, существующие при деревнях. Мы должны думать о создании условий в организациях. Мне кажется, что будущие детские дома должен быть многофункциональными центрами, которые могут предоставлять любые услуги. Например, семейные квартиры для детей, которые точно не уйдут в семьи, но будут жить в детдоме на долгосрочной основе. Должно быть одна-две профессиональные семьи, которые готовят детей к передаче в обычные семьи или к профессиональной деятельности», - сказал он.

Также А.Васильев предложил дифференцировать организации для детей-сирот в зависимости от диагнозов, социального положения и трудностей в социализации. Если же власти не могут этим заниматься, эти функции надо передавать частному сектору, что позволит не разом и с большим трудом разворачивать устоявшуюся систему, а преобразовывать ее точечно, малыми шагами. Эта идея была поддержана почти единогласно, а вот разделение учреждений на узко специализированные привело к спорам в зале — скепсис вызвала утопичность предложения.

Светлана Нажимова из Тверской области сообщила, что в ее детском доме выпускников оставляют жить в учреждении после достижения ими совершеннолетия, но при условии, что они сами того пожелают. Такая организация работы рассматривалась в Коми и вообще широко обсуждается в стране, но пока системно не существует. Тем не менее присутствующие одобрили этот механизм, посчитав, что только таким образом можно подготовить сирот к безболезненному выходу из интерната.

Также специалист описала, как ее организация работает с кровными родственниками детей. Для родителей, которых лишили прав на воспитание, но которые хотят восстановить их, работают специальные комнаты, где они общаются с детьми, решают накопившиеся внутренние проблемы под присмотром педагогов. С мамами или папами, находящимися в тюрьме, дети ведут переписку, а если сироты могут быть переданы другим родственникам, то их обучают в школе приемного родителя.

Кроме того, С.Нажимова рассказала, что ее подчиненные работают с неблагополучными семьями, заранее предупреждая сам факт появления ребенка, оставшегося без родителя. Однако большинство участников дискуссии не захотели применить у себя такую практику, так как посчитали, что это является компетенцией не детского учреждения, а органов опеки и других контролирующих ведомств.

Директор детдома в Хабаровском крае Ирина Ноздрачева призналась в том, что после предыдущего съезда, впечатлившись опытом регионов, в своей организации снесла стены и организовала из комнат, где раньше жили по десять человек, индивидуальные комнаты для каждого ребенка или для братьев и сестер. Помимо этого, она посчитала, что при дефиците мест в детских садах в регионе нет смысла оставлять детей без дошкольного образования, лучше организовать его прямо в доме, получив соответствующую лицензию. Судя по голосованию, большинство интернатов страны тоже приняли на вооружение этот способ решения проблемы, сложность заключалось только в получении документов.

Также директора интернатных учреждений предлагали сделать работу педагогов круглосуточной, для чего естественно понадобятся и кадры, и дополнительные деньги (но эффект прогнозируется крайне позитивный), организовывать дополнительные услуги в детских домах, активнее обучать приемных родителей, а также их будущих детей.

Фото с сайта belport.by

Реклама
Реклама

Комментарии

Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама

Календарь

«Октябрь 2018»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Реклама


Реклама