В основу одного из самых романтических балетов в мире положена старинная поэтическая легенда о виллисах – невестах, умерших до свадьбы. В полночь они выходят из могил и танцуют, словно стремясь продлить свои девичьи пляски и игры, которые прервала смерть. Встретившегося путника виллисы, одержимые мстительным чувством, вовлекают в свой хоровод и кружат в танце, пока тот не упадет замертво.
«Жизель» осталась классической. Балет «одели» в новое яркие декорации и костюмы художника-постановщика Юрия Самодурова. В первом действии появилось па-де-де, отсутствовавшее в предыдущих версиях спектакля.
Первое действие разворачивается в горной деревушке, вдалеке от которой виднеется старинный замок – предвестник беды. Молодая крестьянка Жизель (на фестивале ее исполнила прима-балерина Башкирского государственного театра оперы и балета Гульсина Мавлюкасова) влюбляется в переодетого в крестьянина графа Альберта (Роман Миронов). Поклонник Жизели лесничий Ганс (Василий Немчинов) клянется, что разрушит их счастье. Еще одно предзнаменование скорой трагической развязки: в эмоциональном танце-диалоге переодетого графа и лесничего Альберт по привычке хватается за свою шпагу, которая отсутствует в наряде крестьянина. Его машинальное движение не осталось незамеченным Гансом.
Подруги Жизель, одетые в яркие оранжевые и салатовые наряды, вернулись со сбора винограда и развлекаются радостными па. Безмятежное счастье влюбленных прерывают звуки герцогской охоты: ее участники, среди которых невеста Альберта Батильда (Дарья Иусова), решают отдохнуть в доме Жизели. Ганс сдерживает свое обещание, разоблачив молодого графа найденной шпагой. Жизель, потрясенная обманом возлюбленного, теряет рассудок и умирает.
Второе действие, несмотря на менее насыщенный сюжет, являет собой более эффектное и даже фантастическое зрелище. Ночью на деревенском кладбище в дремучем лесу свои могилы покидают виллисы. Двадцать невесомых прекрасных невест в подвенечных газовых платьях при лунном свете предаются танцам и играм. Их веселье прерывает появившийся Ганс, пришедший на кладбище и снедаемый угрызениями совести. Предводительница виллис Мирта (Екатерина Дук) подает своим подругам знак, и те уже не могут оставить его в живых.
Проститься с возлюбленной с букетом белых лилий к могиле Жизели приходит и Альберт. Всепрощающая любовь крестьянки и после ее смерти продолжает управлять действиями призрака Жизели. Она спасает Альберта от гнева виллис. Близящийся рассвет также предотвращает гибель осознавшего вину молодого графа. Альберт уносит цветок, брошенный ему призраком его молодой невесты как свидетельство реальности их фантастической встречи в почти что загробном мире.
Интерес к «Жизели» во всем мире не ослабевает уже на протяжении двух столетий. Этот спектакль по праву считается жемчужиной мирового классического наследия. По признанию многих артистов балета, танцевать партии Альберта и Жизели – это мечта, осуществить которую удается немногим. Сыктывкарский зритель видел последние показы балета в новой и предыдущей постановке с неизменной Жизелью – народной артисткой театра оперы и балета Коми Натальей Супрун. Возродив спектакль, руководство театра осталось верным своему стремлению дарить жителям и гостям столицы республики встречи с лучшими образцами оперного и балетного искусства.
Фото с сайта afisha.ru
Комментарии