Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Четверг, 16 Октябрь 2014, 17:16 3161 24

Эксперт из Норвегии посмеялся над скульптурами Сыктывкара и открыл глаза на красоту города

Общественную лекцию «Современная городская среда. Кич как элемент современного искусства. Взгляд на Сыктывкар» норвежского художника и преподавателя университета Нордланда Скотта Тоэ 16 октября посетило всего около 50 сыктывкарцев.

С.Тоэ назвал столицу Коми прекрасным, чистым, красочным, светлым городом с необычной, очень разнообразной архитектурой и удивился цветным крышам домов, которые по сути снизу никому не видны. Он сравнил столицу Коми с родным городом Осло не в пользу последнего, где предпочитают строить дешевые дома, и располагается страшная мэрия.

Эксперт начал свою лекцию с комментария по поводу проекта «Городские легенды», который закончили в октябре. По словам художника, сама идея великолепна, возле памятников, скверов, арт-объектов можно посидеть, встретиться с друзьями. Но у «Городских легенд» есть очень слабое место – проект реализовывали непрофессионалы. Не совсем понятны сочетание практичности и творческого подхода в объектах.

«Возможно на встрече с вашим мэром, которая пройдет 17 октября, я поговорю об облике Сыктывкара, - отметил С.Тоэ. – А если вы хотите продолжать проект, то подключите специалистов».

Виртуальный экскурс по городу открыл присутствующим новую сторону столицы Коми, о которой многие и не подозревали. Памятник Ивану Куратову возле театра оперы и балета С.Тоэ назвал интересной скульптурой, у которой что-то находится над головой.

Памятник чернобыльцам, по мнению норвежца, чистый и понятный.

Любимой скульптурой С.Тоэ стал памятник Домне Каликовой, который некоторым студентам вообще незнаком. Советские скульптуры, по словам художника, отличаются четкими линиями и всегда содержат в себе какое-то послание. Форма этого памятника завоевала сердце художника.

Также похвалил С.Тоэ и барельефы на стенах домов, которые ввел в России Петр Великий.

Знак Сыктывкара – монумент трудовой славе на «кольце» - наполнен смыслом, но тяжеловат, хотя все преимущества архитектуры СССР он имеет.

Очень понравился норвежцу национальный орнамент, который можно встретить даже на мусорных урнах и других небольших предметах. Он, по словам художника, обозначает идентичность народа, что очень важно.

Некоторые элементы «декора» С.Тоэ обозначил, как трудно вписывающиеся в облик города, например, кованные изделия возле ЦУМа.

Детскую площадку возле «Детского мира» эксперт сначала комментировать не хотел, также как и памятник букве «ö». Но по просьбе присутствующих по-доброму посмеялся и сказал, что «может быть, это и есть китч»: волна-ванная, высочайший постамент, лебеди, похожие на скульптуру русалочки, медведи и коты ручной работы.

Странными цветными буквами он назвал совершенно новый арт-объект «Светящийся Сыктывкар на анбуре».

Понравилось художнику оформление города цветами, зеленью, а также коммерческая реклама, светофоры, отсчитывающие время, широкие улицы.

 «Торговый двор» С.Тоэ назвал некрасивым, но очень практичным объектом, в окружении которого есть место для дизайна ландшафта. Баптистский храм в Мичуринском парке художник высмеял, отметив, что это совмещенный Тадж-Махал и Биг-бен.

«Люди занимаются искусством уже 40 тысяч лет, на планете живет около 8 миллиардов человек, и в это время мы имеем очень мало значимых в архитектуре зданий, - рассказал норвежец. – С музыкой и литературой не сравнишь. В вашем городе соседствуют абсолютно непохожие друг на друга здания. Каждое из них отличается своими линиями. Но если всю жизнь живешь в одном городе, то уже не замечаешь ничего вокруг. Он становится, как лес. А точечная застройка, о которой вы говорите, - это проблема мировая и связана она с деньгами. В СССР, в отличие от современной России, деньги не играли такой большой роли, план застройки был единым. А сегодня за деньги строят красивые здания или дома, которые разрушают облик города».

В заключение С.Тоэ ответил на вопрос студентов, какой он представляет архитектуру будущего. По словам художника, главный враг архитектуры – глобализация, из-за которой города теряют свою идентичность. Россия, по словам С.Тоэ, должна ее сохранить, дистанцировавшись от Европы. А традиционные классические архитектурные формы как раз сохраняются в малых городах, как Сыктывкар.

*** Кроме общественной лекции в рамках визита в Сыктывкаре запланирована работа со студентами и преподавателями института культуры и искусства СыктГУ в формате мастер-классов и выездного пленэра. Также совместно с национальным музеем Коми открыта персональная выставка художника «За полярным кругом».

Фото из архива «КомиОнлайна», блогеров varandej и asosnin, с сайта geocaching.su, Владилена Олофинского.

Реклама
Реклама

Комментарии

Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама

Календарь

«Июнь 2018»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Реклама


Реклама