С задачей заинтересовать как можно больше сыктывкарцев организаторы, безусловно, справились.
Фойе галереи гудело десятками голосов и как будто немного вибрировало от количества людей, которое по нему безостановочно перемещалось или протискивалось. Посетителей, не успевших отойти от непривычно шумной атмосферы на входе и вещевого коллапса в гардеробной, в искусство погружали без каких-либо предисловий.
В двух шагах от входной двери экспонировалась выставка «Платформа». Это были работы сыктывкарских фотографов – Григория Пиля, Анелии Лянцевич, Андрея Злобина, Ирины Кнутас, Полины Моковозовой. На небольшом каркасе соединили совершенно разные снимки – от романтических портретов и бытовых зарисовок до пейзажей и кислотного абстракционизма. Из-за абсолютной необъединяемости фотографий по какому-либо принципу складывалось ощущение, что это просто собрание карточек из инстаграма (тут помогла и квадратная форма большинства изображений) самих фотографов.
Из всего, что происходило и было показано в этот день в галерее, «Платформа», пожалуй, имела самые веские основания относить себя к современному искусству, потому как остальное представляло собой уже довольно традиционные формы.
Так, один из научных сотрудников музея рассказывала собравшимся вокруг нее детям о поп-арте как об одном из важнейших направлений искусства в 50-60-е годы прошлого века. Школьники делали коллажи: вырезали из журналов или фотографий глаза, губы, носы, руки и прочие части тела и сочетали их в самых необычных вариантах.
В зале рядом творилось что-то совершенно невообразимое. Толпы совсем маленьких детей обступили молодого человека, который размахивал над их головами двумя большими пластиковыми бутылками с воздушными шарами на горлышке, один из которых невозможно надуть. Так он демонстрировал простейшие законы физики. Из программки выходило, что здесь разместилась площадка «Иллюзион» «Музея занимательных наук Эйнштейна». Показ фокуса корреспондент «КомиОнлайна» пропустил, потому что не мог оторвать глаз от того, как один из мальчиков преспокойно уселся на стул с ковриком из гвоздей, да еще и поерзал, устраиваясь поудобнее. После этого начались командные соревнования с воздушными шариками, и набитое под завязку помещение пришлось покинуть.
Вообще практически все, что происходило на «Ночи искусств», было адресовано детям: аквагрим, мастер-классы по рисованию татуировок, по рисованию пальцами, развлечения от «Музея занимательных наук».
Дети составляли основную часть посетителей галереи, и даже складывалось ощущение, что они не сами сюда пришли, а что их привели организованно, целыми классами и школами. Взрослому здесь было как-то неловко, а порой и скучновато: долго ли можно смотреть на уже не раз виденные постоянные экспозиции.
Некоторые из них, однако, были обновлены. Так, например, под картиной Айвазовского был размещен ящик, откуда неслись звуки воды (по мнению одной из стоявших рядом девушек – прорванного водопровода). Вероятно, это было сделано для того, чтобы помочь посетителю погрузиться в атмосферу заката на море. Сыктывкарцы были очень заинтригованы.
Сначала их охватывало непонимание: откуда идет звук? Спустя несколько секунд они осознавали его источник, на полминуты останавливались, испытующе смотрели на картину, видели подпись, понимающе хмыкали и отходили. То же самое происходило и в другом зале, где под картиной Юлия Клевера «Осень» стоял ящик, издававший звуки леса. «Смотри-ка, натуралистично», - заметил один мужчина, толкая локтем стоявшего рядом друга. Тот молча кивнул.
В одном из залов шли дебаты. Их участники рассуждали на тему того, какое значение для россиян имеют праздники 4 и 7 ноября и имеют ли вообще. Вел их профессор Сыктывкарского госуниверситета Виктор Ковалев. Вообще-то было обещано театрализованное представление, но вместо этого на стульях сидело несколько взволнованных старшеклассников, которые мяли в руках листочки с докладами.
Дебатов не получилось совсем. Сначала было долгое вступление, в котором были смешаны и спутаны события Смуты, Октябрьской революции и происходящее сейчас на Украине. Потом были прочитаны стихи, написанные одним из школьников, а после этого зрителям предложили порассуждать о значении обеих дат.
Несколько наименее испуганных девочек начали было про то, что знать историю страны полезно, и все должны помнить о том, как Минин и Пожарский избавили россиян от нашествия поляков и католицизма, но дальше не продвинулись. То и дело повисало неловкое молчание, которое прерывал В.Ковалев, направлявший разговор в нужное русло. Но помогало плохо. Потом прозвучала мысль о засилье прозападной пропаганды в России и о том, что надо вернуться к патриотическому настрою, после чего корреспондент «КомиОнлайна» почувствовал необходимость покинуть помещение, чтобы не разочаровываться в подрастающем поколении.
Целый зал был отведен для любителей творчества Михаила Лермонтова. Для старшеклассников проводили викторину по его творчеству, задавая ужасно каверзные вопросы, рядом перьями рисовали картины по мотивам стихотворений поэта.
По соседству проводили мастер-классы по созданию ювелирных украшений и дефиле причесок.
«Ночь искусств» продлилась до полуночи. В целом она была очень похожа на «Ночь музеев», но с меньшим масштабом и ориентацией на более узкую аудиторию – на детей. Для первого раза получилось неплохо, но организаторам определенно нужно задуматься над расширением программы или хотя бы смешением акцентов, чтобы искусство стало доступно большему числу возрастных категорий.
Фото и видео Елены Кабаковой
Комментарии