Как рассказал руководитель центра образовательной робототехники Виталий Ольшанов, министерство образования Коми после появления «школ будущего» организовало в институте специальный класс, чтобы образовательные организации могли отправлять сюда учителей и повышать их квалификацию. Первая группа начала обучаться совсем недавно, причем ее участниками стали не только учителя технологии, но и преподаватели информатики, физики, математики. Это объясняется тем, что робототехнику можно использовать при обучении разным предметам, так как при сборе конструкторов требуются знание, например, физических и математических формул, основ программирования и черчения. Таким образом, считают в институте, эти занятия помогут развить разные компетенции у детей.
Сейчас подобное оборудование имеется в 30 школах Коми, в том числе и в отдаленных муниципалитетах. Их список планируется расширять, но в какие сроки и на сколько, специалист не уточнил. Для образовательных учреждений закупили конструкторы фирмы Lego, но можно пользоваться и другими марками — на рынке представлено множество вариантов. Самый простой комплект стоит около 7 тысяч рублей, стоимость более сложных идет на десятки тысяч.
Сам процесс обучения, как оказалось, не очень-то и сложен. На каждом рабочем месте стоит ноутбук с установленными программами. Рядом находится набор конструкторов. В этот раз была задача собрать крокодила, который открывал бы пасть при приближении еды (на самом деле любого предмета), а потом быстро ее захлопывал.
В ноутбуке запускается программа, в которой показывается, как из деталей Lego собрать основу, чтобы получился крокодил. Затем идет процесс программирования модели. К нему подключается шнур, а на компьютере выстраивается последовательность функций: один значок - для включения музыки, другой — для определения цикла, третий — для датчика расстояния и так далее. В зависимости от выстроенных компонентов модель будет вести себя соответственно. То есть она может захлопывать пасть каждую секунду, а может только при приближении объекта.
На весь процесс вряд ли ушло больше десять минут, причем даже без инструкций было интуитивно понятно, что и куда вставлять и как выстраивать последовательность. В итоге крокодил щелкал пластмассовыми зубами с большим воодушевлением.
Сложнее было с машиной, которую нужно было заставить ехать с определенной скоростью и на определенное расстояние. Во-первых, собрать такого робота трудно — в нем оказалось очень много деталей, а шнуров было просто непозволительное количество. Во-вторых, для расчетов при программировании потребовалось знание школьной программы по физике, которая уже основательно забылась. Но при помощи В.Ольшанова удалось собрать и отправить кататься машину, которая устроила небольшое ДТП с другим механизмом.
Так как в машине есть различные датчики, их можно настроить для выполнения самых разных функций, например, запрограммировать на движение по линии определенного цвета. Причем линия может быть любой степени кривизны.
&
Если класс вызовет интерес не только у педагогических работников, но и у обычных жителей Сыктывкара, то В.Ольшанов не исключил, что будут набираться группы для детей и взрослых.
Комментарии