Если два года назад жители Коми жаловались, что при оформлении кредитов им навязывают дополнительные комиссии, то сейчас банки стали использовать другие уловки.
Финансовая грамотность населения растет – такой вывод делают и в Национальном банке Коми, и в республиканском управлении Роспотребнадзора, подтверждая это заявление все увеличивающимся количеством жалоб на банки. По словам начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Коми Ольги Акуловой, по фактам нарушений в финансовой сфере обращения от жителей находятся на третьем месте: по числу заявлений на первом месте – жалобы на нарушения при розничной продаже продуктов и товаров, затем идут жалобы на работу и услуги ЖКХ.
«За последние годы количество обращений, связанных с деятельностью банков, значительно возросло. Доля за прошлый год увеличилась почти в два раза и составила 9,1 процента», - сказала О.Акулова, уточнив, что ведомство приняло 303 заявления, причем в 227 случаях чем-то недовольны были сыктывкарцы.
Если полтора-два года назад одной из острейших проблем было навязывание дополнительных комиссий, то сегодня такой механизм отъема денег у населения банки используют значительно реже. По словам специалиста, на смену пришли новые уловки, в частности навязывание с кредитом услуг страхования (например, под видом пакетного предложения). Это приводит к дополнительным расходам потребителя, ограничивает его право выбора, а реальной возможности отказаться у заемщика нет, считает О.Акулова. Жалобы, связанные с навязыванием дополнительной услуги страхования, составляют 46 процентов от всех письменных обращений.
Анализ показал, что существуют две основные схемы страхования граждан при кредитовании. Это заключение договора страхования между заемщиком и страховой организацией и страхование по банковской программе. «Многие потребители не понимают различия в схемах, влияющих на правовые последствия. С наиболее негативными результатами заключения договоров граждане сталкиваются при досрочном погашении кредита и отказе от страховании. Страховые организации и банки отказываются вернуть удержанные за страхование суммы, ссылаясь на наличие условий в договоре и программе страхования», - рассказала сотрудник Роспотребнадзора.
Широко распространены в последнее время стали случаи страхования заемщиков по программе коллективного страхования, разработанных банками. Зачастую потребители не понимают, что особенность отношений выражается в отсутствии прямого договора между гражданином и страховой организацией - договор заключается между банком и страховой организаций, а заемщик становится застрахованным лицом. «Многие банки обязывают заемщиков уплатить комиссию за подключение к программе, что противоречит законодательству, при этом размер суммы, удерживаемой банком, может в несколько раз превышать размер непосредственной платы за страхования», - заметила О.Акулова.
При изучении обстоятельств иногда выясняется, что банковские сотрудники просто не предоставляют заемщикам право выбора. Например, в ряде случаев можно заключить кредитный договор под более высокую ставку, но без страхования. Также бывает, что работники банков ничего клиентам не разъясняют – то ли от нежелания, то ли от незнания о праве заявителя на выбор и получения информации, заключила специалист.
Фото с сайта marker.ru
Комментарии