Управление ФСБ по Коми отправило на экспертизу несколько материалов портала «7x7», созданного членами КПК «Мемориал». Ее результаты показали, что публикации этого СМИ можно рассматривать как «форму или способ политической пропаганды или агитации».
О том, что организацию признали иностранным агентом, на странице в «Фейсбуке» сообщил член «Мемориала» Эрнест Мезак. Он же выложил акт, выданный КПК по итогам проверки.
В нем говорится, что в управление минюста по Коми из республиканской прокуратуры 15 апреля поступили сведения, что «Мемориал» выполняет функции иностранного агента, но при этом не подала заявление о включении в одноименный реестр. Также в тексте указывается, что «Мемориал» получал иностранное финансирование из нескольких источников, например, из Национального фонда демократии (США) и Института «Открытое Общество» Фонд Содействия (Лихтенштейн). В первом случае денежная поддержка была направлена на проект «Защита прав на справедливое судебное разбирательство гражданских активистов Сыктывкара и Мурманска», во втором – на развитие портала «7x7». Для реализации этих проектов, говорится в документе, с журналистами портала заключались соглашения, чтобы затем «Мемориал» мог использовать их материалы.
Управление ФСБ по Коми 15 декабря 2014 года (то есть до того, как началась проверка минюста) взяло несколько материалов, размещенных на сайте «7x7», и отправило их на экспертизу в институт языка, литературы и истории УрО РАН. Всего исследовалось четыре журналистских текста (о закрытии газеты «Красное знамя» и о процессе над оппозиционером Алексеем Навальным) и две записи в блоге одного из создателей издания Павла Андреева (об интересах русского народа и об акции «Стратегия – 31» в Сыктывкаре).
Экспертизу провел заведующий сектором этнографии института Юрий Шабаев. Он 19 декабря 2014 года дал заключение, что материалы можно рассматривать как форму или способ политической пропаганды и агитации. «Сущность этой агитации состоит в демонстрации несостоятельности действий власти всех уровней и в несовместимости интересов представителей власти и рядовых граждан. С другой стороны, представленные материалы есть некая форма агитации за оппозиционные силы, которые открыто противостоят власти и разоблачают ее «преступления». Представленные материалы не являются формой политического образования и просвещения населения и выражения его мнения», - цитируется в документе.
Таким образом, делается вывод в акте, организация, «осуществляя политическую деятельность, получала иностранное финансирование». Поэтому «Мемориал» подлежит включению в реестр иностранных агентов.
Как прокомментировал «КомиОнлайну» член КПК «Мемориал» Игорь Сажин, государственные органы, проводившие проверку, ошиблись в выводах. «Мы не считаем себя иностранными агентами и будем оспаривать это в суде», - сказал он.
П.Андреев объяснил «КомиОнлайну», какие последствия может иметь для «Мемориала» получение статуса иностранного агента. «Последствий два вида: правовые и репутационные. Забавный казус ситуации заключается в том, что «эксперт» Шабаев, УФСБ и минюст признали нас иностранными агентами за публикации начала 2013 года, хотя 10 сентября 2013 года управление министерства юстиции по Коми направило на адрес нашей организации акт проверки, в котором отмечалось, что признаков иностранного агента в нашей деятельности выявлено не было. Единственными источниками финансирования КПК «Мемориал» на данный момент являются членские взносы и президентский грант на проект «Школа прав человека Республики Коми», так что даже согласно действующему идиотскому закону КПК «Мемориал» на следующий день после включения в реестр иностранных агентов должна быть из него исключена после нашего заявления.
Другое дело, что мы еще не решили, будем ли подавать такое заявление, потому что деятельность многих из 68 организаций, включенных сейчас в список иностранных агентов, является крайне важной и полезной для российского общества, и находиться в этой компании приятно.
В нацистской Германии отличительные желтые звезды на евреях считались знаком позора, но спустя короткое время более позорной стала принадлежность к тем, кто эти звезды вешал. Так что история рассудит, чья репутация от этого решения пострадает сильнее», - сказал он.
Фото Максима Полякова
Комментарии