Продукции «Сыктывкарского ликеро-водочного завода» сегодня отводится почетное место на полках магазинов Коми. За короткий срок предприятию удалось значительно продвинуться вперед, сохранив коллектив и лучшие традиции производства. Уже стало традицией возвращаться с каждой выставки, дегустационного конкурса с многочисленными высокими наградами. О том, как развивается предприятие в условиях алкогольной реформы агентству «КомиОнлайн» рассказал генеральный директор ОАО «Сыктывкарский ликеро-водочный завод» Александр Уманский:
Александр Борисович, каковы производственные показатели работы завода?
Производство и реализация продукции СЛВЗ в первой половине этого года выросли почти в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Производство — на 74 процента со 187 до 325 тысяч декалитров, и реализация — на 93 процента со 173 до 335 тысяч декалитров. Это очень значимые показатели и они связаны с улучшением имиджа завода, качеством продукции, расширением ассортимента, появлением новинок. И, я думаю, сегодня статус завода не вызывает никаких сомнений ни в отношении качества, ни дизайна продукции. Сегодня мы конкурируем на равных со многими федеральными брендами. Рост наблюдается практически по всем показателям, выручка выросла в два раза, что не может не радовать. При этом надо учитывать постоянный рост издержек: акцизы повышаются каждый год, дорожает сырье, материалы. А цены мы поднимали в этом году один раз, и то незначительно. Экономика нам сегодня позволяет держать конкурентоспособные цены, особенно на продукцию «эконом-класса», рассчитанную на людей с небольшим достатком. Это такие водки, как «Удорская», «Сыктывкарская», а также новинки — «Журавлиный клин», «Пшеничная новая», «Золотой ручей», которые находятся в недорогом сегменте. Следует отметить, что водки «Журавлиный клин», «Пшеничная новая», «Золотой ручей» были запущены в производство с минимальными затратами. Мы сумели подобрать такой тип бутылки, который не потребовал капитальных вложений на оснастку оборудования и привлек внимание покупателей своим ретро-дизайном.
Как вы охарактеризуете сегодняшнее положение СЛВЗ на региональном рынке?
Наша доля на рынке постоянно растет, более того, за два с половиной года доля производства СЛВЗ выросла в три раза. Все наши партнеры — оптовики, розница и другие еще в начале 2005 года достаточно скептически относились к продукции «Сыктывкарского ликеро-водочного завода». Сегодня условие на рынке во многом диктуем мы, это связано, в первую очередь, со спросом потребителя, который выбирает нашу продукцию.
Вы неоднократно заявляли о планах по продвижению продукции в России…
Медленно, но верно мы продвигаемся в другие регионы. К сожалению, не так, как нам бы хотелось. А хотелось бы больше. Но очень дорогие бюджеты! Продвижение продукции в любом другом регионе требует вложений в маркетинг, и очень приличных. Мы проводим различные мероприятия, акции, дегустации, рекламу во всех возможно допустимых местах. Необходимо, чтобы в других регионах нашу продукцию узнали. В некоторых регионах продукция СЛВЗ уже продается, а где-то с ней только знакомятся. Наша продукция представлена в Мурманске, Архангельске, Ямало-Ненецком округе, Кировской области, Саранске, Омске, Перми, Москве.
Сыктывкарский ЛВЗ известен оригинальностью рецептур своих напитков, которые изготавливаются целиком из натуральных продуктов. Над какими новинками вы сейчас работаете?
Сейчас готовим новые продукты — три особые водки: можжевеловая, анисовая, полынная и горькую настойку — перцовая. Для выпуска этой продукции и других новинок мы будем покупать новую итальянскую линию. Главный инженер специально для заключения договора на приобретение этой линии ездил в Милан.
Кроме того, в нашей линейке отсутствовала продукция «супер-премиум» класса. Сейчас мы работаем над одним очень интересным продуктом, наверно, уже пора его назвать — это водка «Полярный Урал». Когда-то такая водка уже была. Имея очень красивое название, претендующее на федеральный бренд, она выпускалась в достаточно скромном дизайне. В данный момент мы пересматриваем рецептуру и дизайн. Это будет совершенно новая рецептура, импортная стеклобутылка и стильное оформление. Продукт будет очень высокого класса по всем показателям. Надеюсь, и дизайн, и качество обновленного продукта понравится нашим потребителям.
Сроки выхода на рынок во многом зависят от поставок оборудования, монтажа, все это, безусловно, займет определенное время. Все думают: «Ну что там — поменял бутылочку, нарисовал этикеточку, залил водочку, и будь здоров!» Ничего подобного! Начиная от идеи, рецептуры, дизайна продукции и технического ее воплощения в виде бутылки, приобретения оборудования или оснастки потребуется как минимум год. Идея «Полярного Урала» у нас реализуется уже полтора года. Надеюсь, что к концу 2007 года она воплотится в жизнь.
Какие цели вы в первую очередь преследуете — заинтересовать покупателя или защититься от подделок?
Мы стараемся при разработке дизайна учитывать возможность защиты продукции от подделок. Это и фирменный колпачок с контролем вскрытия, собственные формокомплекты для изготовления стеклобутылки, оригинальные этикетки.
Как сказалась реорганизация завода из государственного предприятия в открытое акционерное общество?
По большому счету почти ничего не изменилось. С точки зрения организации работы, управления производством, все так и осталось — планирование, бюджетирование. Акционирование потребовало от нас дополнительных затрат на получение лицензии. Предварительно мы прошли проверку, которую проводили специалисты Федеральной налоговой службы из других регионов — Екатеринбурга и Перми. Да, это потребовало значительных затрат времени и сил, и, пожалуй, здоровья. Проверка была очень тщательной, это общая тенденция на рынке — государство пытается как убрать «нерадивых игроков», так и укрупнить рынок. Поскольку мы выдержали это достаточно жесткое тестирование, значит, мы соответствуем всем предъявляемым требованиям.
Как вы охарактеризуете ситуацию на алкогольном рынке России, как сказываются нововведения на работе завода?
Согласно статистическим данным алкогольной отрасли количество заводов в стране сокращается. За полугодие их количество уменьшилось до 279. Не все выдерживают жесткий отбор. Мы прошли эти критерии. В рейтинге на май 2007 года СЛВЗ находился на 44-м месте среди ликеро-водочных заводов России.
С одной стороны идеи государства правильны и понятны, просто предъявляемые требования несколько недоработаны, имеются многочисленные нестыковки в законодательстве. Именно поэтому алкогольное сообщество уже давно ратует за создание единого контролирующего органа, который бы занимался непосредственно алкогольной отраслью. Нас контролирует огромное количество структур, между ними часто происходят нестыковки. В итоге требования законодательства есть, а кто исполнять их должен — не совсем ясно. Создайте орган, например, на базе налоговой, и пусть только он один нас контролирует. Потом все эти эксперименты над отраслью — система ЕГАИС — не выдерживают никакой критики! На сегодня есть информация, что оптовиков хотят исключить из этой системы. Но что такое Единая государственная система? Предполагалось создать орган учета, начиная от производства литра спирта, продажи его ликеро-водочному заводу, производства водки, продажи ее оптовику, а затем и в розницу. На всех этапах должен был осуществляться электронный контроль, по крайне мере, такова была идея, за движением каждой бутылки. Если хоть одно звено из этой системы убрать, как предлагают поступить с оптовым звеном, то каким же образом будет осуществляться контроль? Возникает вопрос: зачем нужна система ЕГАИС?
На взгляд многих руководителей, идея с ЕГАИС была преждевременна, нужно было сначала опробовать ее в отдельно взятом регионе, как все будет работать, и только после этого запускать в масштабах всей страны. Потому что это огромные затраты и для государства, и для производителей. Нам эти изменения в федеральный закон «Об обороте алкоголя» сегодня обошлись порядка 14 миллионов рублей, а 14 миллионов — это стоимость небольшой линии по производству алкогольной продукции! Теперь понятно, почему многие предприятия перестали существовать?
Какие еще сюрпризы ожидаются?
Сюрпризов еще немало. Взять, к примеру, спиртовые заводы. Они занимаются непосредственно производством спирта, в результате которого образуются побочные продукты, одним из которых является барда — это остаток после отгонки спирта из бражки. Барда используется как прекрасный сочный корм для животных или утилизируется на поля орошения, являясь загрязняющим природу отходом. Так вот, согласно федеральному закону «О государственном регулировании…» все без исключения спиртовые заводы должны запустить производство по переработке барды. Последствия этого следующие: количество спиртзаводов сократится, потому что не все смогут пробрести специализированный цех, поскольку минимальная его стоимость, причем китайского производства — около одного миллиона долларов. Но ведь есть небольшие заводы, которые производят качественный спирт, но в небольших объемах. Экономика не позволит им купить такой цех. Все это приведет к увеличению стоимости спирта, и, следовательно, к увеличению стоимости продукции.
Ясно, что идет укрупнение отрасли. Логика здесь присутствует, поскольку государству всегда легче контролировать крупные холдинги, нежели небольшие заводы. Но, считаю, что совершенно неоправданно работать по принципу «лес рубят — щепки летят»
Как, по-вашему, обстоит ситуация с контрафактом?
Печальная ситуация. Некоторые даже говорят, что контрафакта стало больше! Потому что тот, кто работает в рамках закона, он так и продолжает в этих рамках работать. Когда вводятся дополнительные ограничения для легального производителя, тут же развязываются руки у нелегалов, их просто не касаются требования со стороны государства. Если кто-то делал нелегальную водку, он что, на нее счетчики поставит за три миллиона рублей?! Смешно! Я думаю, что у государства есть возможности решить эти проблемы, а если не решаются, значит, для этого есть другие причины…
Некоторые региональные заводы закрылись. При этом федеральные бренды, как правило, дороже, в итоге больше людей с небольшим достатком переходят на суррогаты. И потом, введение ЕГАИС, как показывает статистика, никак не отразилось на объеме контрафактной продукции.
Известно, что продукцией СЛВЗ в свое время интересовались в Великобритании. Как идет продвижение на международном рынке?
Англичане пока раздумывают. Но, поверьте, это занимает довольно много времени, все тщательно проверяется, тем более, если касается международного рынка. В нашей отрасли вообще ничего не бывает за две недели.
Но вот буквально вчера мы разлили первую партию продукции для стран Прибалтики. Что касается прибалтов, то у нас с февраля шли согласования по бутылке, этикетке, укупорке и прочим вещам. Надеемся, что наша продукция будет оценена по достоинству.
А как обстоят дела на территории республики?
В республике продукция СЛВЗ пользуется повышенным спросом. Об этом говорят прокомментированные мной ранее показатели по реализации. Оптовые и розничные покупатели требуют от нас все больших объемов. Динамика положительная, надеюсь, она сохранится и в следующем году. Мы как арендуем, так и строим новые магазины, склады.
Сейчас в Печоре прошел конкурс, арендовали магазин. Достраиваем склад в Ухте. Появится там и магазин — договор аренды заключен, идет ремонт. Совсем недавно открыли новый магазин в Сыктывкаре на перекрестке Морозова — Димитрова. Реконструировали магазин в Объячево, он уже работает. Планируется Койгородок, Печора, дополнительно Ухта. В Воркуте мы тоже ищем площади.
Мы очень плотно занимается развитием фирменной торговой сети по всей республике, поскольку продукция пользуется спросом, а в фирменных магазинах присутствует весь ее ассортимент, и потребитель уверен в ее качестве.
Каким образом вы контролируете качество выпускаемой продукции, может ли покупатель быть уверен в ее стабильности?
Все этапы производства водок и ликеро-водочных изделий на нашем предприятии охвачены контролем со стороны производственной лаборатории, начиная от входного контроля сырья — спирта, воды, бутылки, этикеток и т.д., заканчивая контролем качества готовой продукции.
Наша лаборатория подтвердила свою технологическую компетентность и имеет аттестат аккредитации. Лаборатория располагает соответствующими условиями для проведения испытаний: просторными помещениями, современным высокоточным оборудованием, средствами измерений, которые обеспечивают выдачу достоверных результатов. Испытания продукции проводят высококлассные, квалифицированные и компетентные специалисты. Весь персонал прошел специальную подготовку. Квалификация сотрудников постоянно повышается.
Каково влияние акционеров на предприятие?
Состоялся совет директоров, меня утвердили как руководителя предприятия, теперь все идет в рабочем режиме. Что касается инвестиций, то все эти процессы начнутся уже в следующем году. Мы будем заявляться, представлять планы, защищать и экономически обосновывать все инвестиционные проекты. Продвижение на крупные рынки требует больших вложений, и такие затраты мы обязаны согласовывать с акционерами. Сегодня мы показали, на что мы способны, это подтверждают и показатели работы. Теперь надо двигаться дальше, для этого нужны и инвестиции, поскольку отрасль чрезвычайно капиталоемкая.
В завершение разговора, какими вы видите перспективы предприятия?
Я как-то говорил о своей идее фикс. В свое время в 2000-2001 году завод работал на квотах. Активно использовался административный ресурс, от районов фактически требовали продажи определенного количества продукции СЛВЗ. Мы же, используя только рыночные механизмы, приблизились к показателям того периода без помощи административного ресурса, сделали это сами. Есть желание выполнять эти объемы и сделать гораздо больше…
Комментарии