Высшая школа экономики и министерство экономразвития и торговли РФ подготовила доклад о последствиях присоединения России к ВТО, сообщил Коммерсанту глава департамента торговых переговоров МЭРТ Максим Медведков. Данные доклада пока не публикуются, в аналитической записке на его основе названы регионы, в которых открытие внутренних рынков импорту будет наиболее болезненным для местного бизнеса. В основном это регионы центральной части России, проблемы обещаны Москве и Санкт-Петербургу.
Экономисты разбили российские регионы на две большие группы. Первая — где доля импорта во внутреннем товарообороте велика (в том числе, речь идет о регионах, играющие роль «перевалочных баз» для импорта). Вторая — где доля импорта небольшая или средняя. Цель анализа — выяснить, как усиление конкуренции с импортом может сказаться на конкурентоспособности производителей в регионе и поступлениях в бюджет, а также оценить способность переориентации региональных товарных потоков на внешних поставщиков.
Несмотря на ссылки авторов на архаичность российской статистики, в исследовании указаны 22 региона, где вероятность вытеснения с рынка отечественных товаров в случае вступления России в ВТО велика. Среди них; Пермская, Оренбургская, Кемеровская, Московская, Свердловская, Воронежская, Курская, Рязанская, Нижегородская, Кировская, Тюменская, Иркутская области, Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Хабаровский край, Ханты-Мансийский АО, Удмуртская республика, Республика Татарстан, Москва и Санкт-Петербург.
При этом МЭРТ констатирует, что мероприятия по адаптации региональной экономики к условиям членства в ВТО разработаны в 32 регионах — и эти списки не совпадают со списком «22 регионов-мишеней». По словам Максима Медведкова, «ряд регионов вообще ничем не хочет заниматься».
Самые значимые последствия, по оценкам авторов, будут возникать в регионах, где вытесняемые импортом предприятия являются градо- или бюджетообразующими. Это регионы, где развита легкая промышленность — Ивановская, Костромская, Курская, Московская, Тульская и Владимирская области; производство тракторов и поставка шин в другие регионы — Волгоградская область; Тольятти и Самарская область — производство автомобилей. «Сложнее выглядит ситуация в Пермской области, в первую очередь в таких отраслях, как химическая и легкая промышленность», — говорится в аналитической записке. А наиболее чувствительными к изменению импортных пошлин исследователи считают рынки чая и кофе в обработанном виде, косметики, шин и легковых автомобилей.
Впрочем, авторы исследования делают вывод о том, что вступление в ВТО «не приведет к существенным экономическим последствиям для экономики в целом». Проблемы на отдельных рынках и в указанных регионах, по их мнению, появятся только в случае снижения там темпов экономического роста.
Комментарии