Оперативный переход на удаленку - серьезное испытание.
Уже месяц, как малый бизнес в России сменил привычный формат работы на дистанционный. Оперативный переход на удаленку - серьезное испытание. Но те предприниматели, чьи сотрудники уже давно ее практикуют, знают: есть немало онлайн-инструментов, которые сохраняют эффективность бизнес-процессов. Эти технические возможности служат им подспорьем для решения оперативных вопросов, а в период карантина еще и позволяют избегать личных контактов. Поскольку мелочей в таких делах не бывает, стоит сразу позаботиться обо всех механизмах для дистанционной работы.
Платите, где и когда удобно
Один из главных инструментов, с которого стоит переходить на удаленку, - корпоративные карты. Это аналог дебетовых карт физических лиц, но рассчитанный на потребности предпринимателей. С их помощью владелец компании может оплачивать расходы бизнеса через терминалы и в интернет-магазинах, пополнять счет компании или быстро получать наличные средства через банкоматы. Корпоративная карта позволяет отказаться от использования налички и значительно упрощает бухгалтерский учет. А выпуск бизнес-карт, привязанных к одному расчетному счету компании, дает возможность сразу нескольким ключевым сотрудникам проводить финансовые операции.
Примечательно, что завести бизнес-карту можно онлайн и при этом не беспокоиться о ее физическом получении. Забрать ее можно будет после окончания карантина. Впрочем, в Сбербанке есть возможность заказать и цифровую карту, которая не имеет физического аналога, а существует только виртуально. Ее, как и все пластиковые карты, можно привязать к ApplePay, GooglePay или SamsungPay, и она сразу появится на смартфоне.
Следите за здоровьем, не выходя из дома
Поскольку многие компании раньше не практиковали дистанционный формат работы, то и потребность в онлайн-общении с клиентами и удаленной оплате также зачастую отсутствовала. Но карантинные времена заставили оглядеться по сторонам и найти подходящие для этого инструменты. Например, образовательные учреждения стали проводить занятия в формате вебинаров или видео-уроков, а медицинские центры развивают телемедицину и приглашают к врачам на онлайн-прием.
Сергей Кончиц, директор сыктывкарского медицинского центра «Институт движения», поделился, как компании пришлось перестроить работу, и какие новшества для этого потребовались.
В конце марта в «Институте движения» сократился поток клиентов, и с 1 апреля мы были вынуждены остановить приемы врачей. Параллельно начали думать, как компании выжить и чем зарабатывать дальше. Поступающие звонки показали, что проблемы со здоровьем не отложить, и пациенты, несмотря на изоляцию, хотят попасть на прием к врачам. Поэтому мы решили предложить нашим пациентам онлайн-консультации врачей и организовали специальные защищенные каналы связи для видеоконференций.
Уже за первую неделю проведения онлайн-консультаций такой возможностью воспользовались десяток пациентов из Сыктывкара, Ухты, Микуни и, даже, Архангельской области. Во время онлайн-приема врач может проконсультировать человека по уже имеющимся анализам, снимкам, дать рекомендации по лечению, необходимым обследованиям. Если есть потребность, то приглашаем пациента на очный прием.
Мы также предложили клиентам и онлайн-занятия лечебной физкультурой. Инструктор в зале показывает упражнения и в режиме реального времени контролирует, правильно ли пациенты дома их выполняют. Сейчас у нас сформированы две группы для взрослых и детей, а занятия проходят три раза в неделю.
Для реализации медицинских услуг на дистанции нам понадобился соответствующий банковский инструмент, позволяющий пациентам проводить онлайн-оплату. Менеджер нашего банка посоветовал нам попробовать QR-оплату. Для этого не требуется дополнительного оборудования, потому что созданный графический код считывается с помощью камеры телефона. Сейчас таким способом мы предлагаем клиентам оплачивать услуги по дистанционным тренировкам и покупку ортопедических товаров.
Минимизируйте личные контакты
Изоляция накладывает особые условия оплаты товаров и услуг, которые должны обеспечивать безопасность для клиентов и сотрудников компании. Оплата с помощью QR-кода, которую внедрил у себя «Институт движения», как раз позволяет малому и микробизнесу принимать безналичные платежи без дополнительного оборудования.
Продавцу достаточно иметь QR-код, который покупатель сканирует камерой смартфона в мобильном приложении «Сбербанк Онлайн» или «Тинькофф». Кассиры и курьеры заходят в мобильное приложение «Сбербанк Бизнес Онлайн» по специальному доступу кассира и генерируют QR-код. Наиболее активно этот сервис применяют интернет-магазины, продуктовые магазины и рынки.
Таким же более гигиеничным и безопасным способом оплаты, в отличие от приема наличных, является эквайринг. Так называется безналичный прием платежей, который осуществляется через терминалы с помощью гаджетов с бесконтактной системой оплаты NFC или с помощью банковской карты в Интернете. Сейчас многие сервисы, доставляющие товары на дом, предлагают оплатить покупку безналично: сразу на сайте при оформлении заказа или после его получения, курьеру через переносные терминалы.
Чтобы дополнительно поддержать предпринимателей и увеличить объем безналичных операций, до конца мая Сбербанк отменил сервисную плату за использование терминалов и онлайн-касс, а также снизил ставки по интернет-эквайрингу до одного процента для предприятий, реализующих социально значимые товары и услуги через интернет до 30 сентября.
Оставьте бумажные документы в прошлом
Не секрет, что многие компании до сих пор предпочитают получать живую подпись на документе. При таком подходе бумажные договоры, счета и акты в период изоляции могут стать настоящим тормозом для бизнеса.
Между тем, этот процесс можно ускорить, переведя документооборот организации в электронный вид. Это на порядок удобнее и безопаснее, чем подписывать и согласовывать бумажные документы вживую. Система ЭДО позволяет предпринимателю также получать и отправлять документы контрагентам, обмениваться ими с банком, отправлять отчетности в органы ФНС, ПФР, ФСС и Росстата. Кстати, чтобы на время изоляции свести бумажную документацию к минимуму, организация может до 31 мая бесплатно подключить электронный документооборот от «КОРУС Консалтинг СНГ».
Жми на кнопку «Хочу учиться»
Тем сотрудникам компании, которые на изоляции получили больше свободного времени, можно посоветовать использовать его для профессионального роста. Многие онлайн-школы предоставили сейчас бесплатный доступ к полезному образовательному контенту по разным направлениям. При поддержке Google и одного из крупнейших банков разработаны бесплатные онлайн-программы для предпринимателей. Начинающие бизнесмены смогут получить советы экспертов по основам развития своего дела – от поиска идей и оценки жизненного цикла продукта и до создания своего сайта. Бизнесмены с опытом могут подтянуть знания в области управления персоналом, формированию стратегии и разберутся, как повысить личную эффективность. Для открытия доступа к базе знаний необходимо просто зайти на сайт «Бизнес-класса» и нажать кнопку «Хочу учиться».
Многие компании все активнее осваивают практику дистанционной работы. Вынужденная изоляция заставила их найти новые методы и освоить онлайн-инструменты, внедрение которых раньше откладывалось. Однако продолжать придерживаться консервативной стратегии, надеясь, что все обойдется, значит проиграть на рынке. И чтобы не понизить планку своих достижений,не дать забыть клиентам о своем бренде, стоит продолжать активную деятельность. Но уже вести ее по новым правилам: с новыми инструментами, на онлайн-площадках, сохраняя удаленный контакт с клиентами, получая знания. Так или иначе, кризис закончится. Но при всей своей разрушительности он открывает компаниям огромные возможности для развития.
Фото и видео предоставлены пресс-службой ПАО «Сбербанк»
Наталия Бешкарева
Комментарии