Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Среда, 30 апреля, 2025, 10:32 1950 1

Эксперты рассказали, почему в России процветает мошенничество в страховании

Заместитель директора страховой компании «Согласие» Светлана Ардабьева констатировала, что сейчас наблюдается очень большой рост мошенничества в мире в целом.

Низкий уровень заинтересованности со стороны правоохранительных органов в раскрытии афер с полисами – одна из основных причин, почему во многих регионах страны страховые мошенники чувствуют себя вольготно. Об этом рассказали эксперты страхового сообщества.

Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Евгений Уфимцев отметил, что успех противодействия страховому мошенничеству зависит от активного взаимодействия администрации, правоохранительных органов и страховщиков в каждом конкретном городе. Администрация должна помогать МВД, страховщикам и гражданам, ведь именно население страдает в конечном итоге от страховых мошенников. Потому что добропорядочные граждане переплачивают из-за недобросовестных страхователей. «В высокорисковых регионах финансовый результат от ведения бизнеса отрицательный. У нас есть индикатор – перестраховочный пул. По нему хорошо видно, в каких регионах страховые компании обеспечивают доступность своих услуг для населения вынужденно по максимальным тарифам. До 70% всех договоров они передают в перестраховочный пул, потому что денег не хватает. И эти регионы фактически находятся на дотации страхователей из других регионов», – подчеркнул Евгений Уфимцев.

Директор департамента страхового рынка Банка России Илья Смирнов заметил, что когда в регионе губернатор или его заместитель вовлекаются в работу по противодействию недобросовестным практикам в страховании, ситуация в регионе улучшается, ведь «это требует усилий, но это работает».

Заместитель директора страховой компании «Согласие» Светлана Ардабьева констатировала, что сейчас наблюдается очень большой рост мошенничества в мире в целом. При этом в России в 2024 году статистика показала, что около 50% всех преступлений – хищения, из них половина относится к кражам, а вторая половина к мошенничеству. Есть предпосылки к тому, что в 2025-2026 годах мошенничество выйдет на первое место. И это не только телефонные мошенники, но и мошенничество против страховщиков. В то же время доля возбужденных уголовных дел (на основании поданных страховыми компаниями заявлений о мошенничестве) в России низкая по ряду причин.

«В системе МВД некомплект сотрудников. А профессиональная подготовка тех, кто есть, часто не соответствует тем компетенциям, которые бы позволили работать с такими делами. В то же время мошенники постоянно совершенствуют свои навыки. Сейчас ни для кого не секрет, что раскрывать преступления в сфере страхования в МВД в целом практически некому», – рассказала Светлана Ардабьева. По ее данным, компания «Согласие» зарегистрировала немало случаев мошенничества в страховании грузов и имущества физических лиц. Люди продолжают сжигать застрахованные дома, изначально имеющие плохое качество. Продолжают также совершать махинации с грузом, когда страхуют его, а в пути похищают или сжигают, предварительно заменив на некачественный. В ряде случаев при этом виноват не сам страхователь, а перевозчики или водители-подрядчики перевозчика. С точки зрения страховой выплаты – это честные ситуации, когда владелец груза, застраховавший его, потерял груз по вине подрядчика. Но иногда страховая компания может предостеречь страхователя от работы с такими подрядчиками, если для них это уже не первый страховой случай. Так как при страховании груза страховщик получает данные обо всех юрлицах, участвующих в логистике по данному грузу. Если предупреждать клиента в момент оформления договора, рассказать ему детали, то можно предостеречь страхователя от потерь и сложностей, а заодно предотвратить подложный страховой случай.

Заместитель генерального директора по юридическим вопросам компании «Ингосстрах» Анна Полина-Сташевская привела в пример дело одной недобросовестной страховательницы, заключившей 23 договора страхования на 3 кредитных договора, скрывшей от страховщиков информацию о наличии ранее диагностированных заболеваний. Используя искусственную подсудность, страхователь инициировала суд по взысканию возмещения, но в стадии рассмотрения было раскрыто не только это злоупотребление, после которого суд передал дело по подсудности, но и факт погашения кредитов, а также ее неявку на очередное освидетельствование. Факты недобросовестного поведения истицы суд оценил с применением статьи 10 ГК РФ и отказал в иске.

Анна Полина-Сташевская отметила, что такая недобросовестность недопустима в фидуциарных страховых правоотношениях. Впрочем, есть и позитивные тенденции.

Представители компании «Зетта Страхование» отмечают, что в целом взаимодействие страховщиков с правоохранительными органами меняется в лучшую сторону, по части регионов есть хорошие подвижки.

«Практика показывает, что нужен избирательный подход в работе с подачей заявлений в правоохранительные органы. Важно на первом этапе выявить организованные группы, связи, прочую информацию и в заявлении ссылаться на наличие подробно описанного, подкрепленного документами состава преступления в рамках УК РФ и УПК РФ. Тогда работа правоохранительных органов становится более продуктивной и приводит к возбуждению уголовных дел, которые доходят до приговоров суда», – прокомментировал эксперт.

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Апрель 2025»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930


Реклама
На сайте осуществляется обработка пользовательских данных с использованием Cookie в соответствии с Правилами использования cookies. Оставаясь на сайте, Вы соглашаетесь с условиями Правил. Вы также можете запретить сохранение Cookie в настройках своего браузера.