Их интересы защищает Эрнест Мезак.
По сообщению фонда «Общественный вердикт», Европейский суд по правам человека 9 апреля вынес пилотное постановление касаемо структурных дефектов российского законодательства, которые приводят к большому количеству случаев транспортировки заключенных в бесчеловечных условиях. Суд вынес постановление в пользу семи заявителей, из которых интересы шестерых представляет юрист Эрнест Мезак.
Для запуска пилотной процедуры по теме транспортировки заключенных ЕСПЧ выбрал жалобу Алексея Томова и двух других заключенных из Коми, подготовленную при поддержке «Общественного вердикта». На рубеже 2015-2016-х годов они пережили этап из Коми в Мурманскую область. В частности, 13 января 2016 года А.Томова и еще 14 человек с большим количеством их имущества в течение двух часов перевозили по Вологде в камере автозака площадью 4,3 квадратных метра. Затем А.Томова и еще 11 человек с вещами в течение 62-х часов перевозили в камере вагонзака площадью 3,1 квадратных метра (на каждого заключенного с 40 килограммами имущества приходилось лишь около 0,26 квадратного метра личного пространства). При этом в Санкт-Петербурге вагонзак простоял около 15-ти часов, из которых 10 часов заключенные страдали от сильного холода, так как система отопления в вагоне не была приспособлена к столь длительным стоянкам, а температура на улице в это время упала до минус 20 градусов по Цельсию.
ЕСПЧ уже в 2005 году указывал, что даже 0,5 квадратного метра личного пространства на одного заключенного недостаточно для гуманных перевозок. Суд предложил сторонам спора ответить на вопрос, свидетельствует ли жалоба А.Томова и двух его созаявителей о системной проблеме или структурном дефекте российского законодательства, которая требует от ЕСПЧ принятия пилотного постановления.
Отвечая на вопрос суда, Э.Мезак отметил, что именно нормы ведомственных правовых актов Минюста и МВД, которые содержат устаревшие и уходящие корнями в эпоху ГУЛАГа требования к конструкции тюремных транспортных средств и к порядку конвоирования заключенных, ежегодно порождают десятки тысяч нарушений статьи 3 (запрет пыток) Европейской Конвенции по правам человека.
Суд присудил каждому из шести заявителей, которым помогал фонд, компенсацию морального вреда в размере от 5000 до 1500 евро. Наибольшую компенсацию за одно этапирование получила Наталья Костромина, которая летом 2010 года пережила перевозку из колонии в Ивановской области в один из следственных изоляторов Коми. Она получит 5000 евро за то, что в ходе этапа ее семь раз (в общей сложности восемь часов) перевозили в одном «стакане» вместе с другой заключенной.
ЕСПЧ призвал российские власти изменить нормативно-правовую базу по перевозке заключенных так, чтобы гарантировать достаточное пространство на каждого человека в автозаках и вагонзаках,
*** Процедура пилотных решений была разработана в Совете Европы как метод выявления структурных проблем, которые лежат в основе повторяющихся жалоб на нарушения Европейской Конвенции по правам человека (ЕКПЧ). При принятии пилотного решения ЕСПЧ не только рассматривает конкретные жалобы, но и дает правительству государства-ответчика указания, какие меры необходимо принять, чтобы не допустить нарушения в будущем. До сих пор в отношении России было вынесено всего три пилотных постановления. Два из них касаются проблемы длительного неисполнения решений российских судов, вынесенных по искам против органов власти, а еще одно посвящено неадекватным условиям содержания в следственных изоляторах.
Фото фонда «Общественный вердикт»
Комментарии
Все шесть моих доверителей были из Коми.