Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Четверг, 29 декабря, 2022, 09:01 1195 1

Мошенники перестают быть в плюсе: какие меры принимает рынок страхования

Отмечается, что сфера страхования становится менее привлекательной для мошенников, особенно в ОСАГО и каско.

За год в России выросло количество возбужденных уголовных дел по страховому мошенничеству. При этом за четыре года в правоохранительные органы было подано суммарно более 40 тысяч заявлений на общую сумму ущерба свыше 22 млрд рублей. Отмечается, что сфера страхования становится менее привлекательной для мошенников, особенно в ОСАГО и каско. О тенденциях рассказали эксперты на пресс-конференции Комитета Всероссийского союза страховщиков (ВСС) по противодействию мошенничеству, посвящённой результатам работы в 2022 году.

«Основной нашей задачей было противодействие страховому мошенничеству, в том числе выявление новых схем, которые используют мошенники. И стоит отметить, что всплеска страхового мошенничества (в сравнении с 2020 и 2021 годами) не произошло. Сдерживание мошенников происходит благодаря тому, что страховые компании с каждым годом всё эффективнее применяют ряд инструментов: это работа с информационными базами, взаимодействие страховых компаний друг с другом, с правоохранительными органами и прокуратурой. А также с администрациями регионов, которые заинтересованы в эффективной работе страховых компаний и оказывают реальную помощь», — отметил вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Сергей Ефремов.

По словам Сергея Ефремова, особенностью 2022 года стало то, что страховщики начали эффективнее противостоять мошенникам в ОСАГО и каско. Однако проблемы начинают возникать в сфере страхования жизни и здоровья. Страховщики разоблачали в этом году сложные мошеннически комбинации. Кроме того, начинает вызывать опасения сфера корпоративного страхования, по ряду случаев сейчас ведется кропотливое расследование.

По данным, которые привёл председатель Комитета ВСС по противодействию мошенничеству, генеральный директор «Зетта Страхование» Игорь Фатьянов, за 1–3 кварталы 2022 года страховые компании заявили в МВД 3 млрд ущерба от мошеннических действий. Так, было подано 5,4 тысячи заявлений на сумму 1,7 млрд рублей в сфере ОСАГО.

«При этом наблюдается увеличение числа заявлений в сфере личного страхования. По жизни и здоровью заметен существенный средний рост суммы. По количеству показатель поднимается с 500 тысяч в 2021 году до 1,1 млн в 3 квартале 2022 года. В основном это ипотечные полисы, несчастные случаи. В личном страховании, как правило, это еще и массовые подачи заявлений со стороны мошенников по одному случаю сразу в несколько страховых компаний. Например, на территории одной из республик Северного Кавказа был заявлен убыток по двум договорам страхования жизни и здоровья в сумме на несколько миллионов рублей — клиент компании упал с крыши и разбился. Но потом выяснилось, что на самом деле он погиб за три года до этого в ДТП, а этот страховой случай был заявлен сразу в 14 компаний. Естественно, обман был раскрыт», — рассказал Игорь Фатьянов.

По словам заместителя гендиректора по защите активов «Ингосстрах» Александра Гуляева, многолетний опыт практической работы по противодействию страховым мошенникам показал, что одной из основных причин популярности таких преступлений является крайне низкий уровень информированности населения о правовых последствиях для самих мошенников. Проблема возникла сразу же в 2002 году, когда был принят закон об ОСАГО — и в эту сферу одномоментно были вовлечены миллионы граждан, не имеющих достаточных знаний о рынке страхования.

«Исправить такое положение невозможно без повышения грамотности населения, без работы СМИ в этом направлении. Наивно полагаться только на правоохранителей и те меры, которые могут предпринять страховые компании. Тем более что доля профессиональных мошенников составляет около 25%. Все остальные — бытовые мошенники, которые плохо представляют себе последствия. А общественная опасность таких преступлений заключается в изъятии денежных средств из страховых компаний. А это влияет на тарифы, влечет снижение прибыли и платёжеспособности страховщиков, в том числе как налогоплательщиков», — отметил Александр Гуляев.

Эксперты также подчеркнули, что в разных субъектах России сложилось разное отношение к страховым преступлениям, в том числе со стороны правоохранителей. И в некоторых регионах страховщикам буквально приходится ломать стереотипы о «второстепенности» страховых преступлений.

В зоне риска

Наряду с положительной динамикой по стране в целом, однако, есть ряд регионов, где уровень страхового мошенничества все еще остается крайне высоким. Так, к примеру, Новосибирская область по итогам 9 месяцев 2022 года заняла 9 место в «антирейтинге» регионов с самым высоким риском мошенничества в ОСАГО (по итогам первого квартала ситуация выглядела лучше, регион занимал 14 место).

По итогам трех кварталов 2022 года в регионе также была отмечена низкая доля возбужденных уголовных дел по заявлениям страховщиков — всего 4,8%. Частота страховых случаев в Новосибирской области выше средней по России (5,1%) и составляет 6,4%. Проблема автоподстав в Новосибирской области стоит также остро, как и в большинстве других регионов «красной зоны». В области орудуют крупные организованные преступные группировки, которые всё чаще устраивают не фиктивные, а реальные ДТП — бьют машины по-настоящему. Из-за этого, конечно, страдают добропорядочные автомобилисты. А также возникают сложности в выявлении факта мошенничества у самих страховщиков, у которых нет доступа к камерам наблюдения за дорожным движением для детального изучения случаев.

«Мы обращаемся в прокуратуру, к губернаторам, мэрам городов, чтобы прийти к совместному решению, которое поможет остановить поток автоподстав и инсценировок ДТП со стороны определенных групп лиц. Данные ситуации сложно расследовать без предоставления дополнительной информации. Для их расследования требуется много времени, что приводит к лишним расходам со стороны страховых компаний, если им не удается доказать факт мошеннического действия», — подчеркнул Сергей Ефремов.

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.

Кто есть кто

Рочев
Василий
Павлович
Родился 22 декабря 1951 г.
Реклама.

Календарь

«Декабрь 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031


Реклама