Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Суббота, 21 октября, 2023, 10:47 1076 1

Ольга Сосновская: «Главное для конкурсантов – затронуть наши души»

В преддверии XXII Международного конкурса юных вокалистов народная артистка рассказала о проекте и его создании.

О музыке, состязательности юных талантов и репертуаре на сцене рассказала солистка государственного академического театра оперы и балета Коми, заслуженная артистка России, народная артистка республики Ольга Сосновская, на приз которой в Сыктывкаре пройдет XXII Международный конкурс юных вокалистов. В этом году конкурсу исполняется 30 лет.

- Ольга Александровна, почему конкурс было решено связать именно с Вашим именем?

- Идея конкурса принадлежит ныне уже ушедшему от нас Александру Дмитриевич Подушко, заведующему хоровым отделением детской музыкальной школы Инты. Когда я приехала в мой родной город на гастроли, уже будучи солисткой театра оперы и балета Коми, не могла не навестить школу. И там состоялся наш судьбоносный разговор. Александр Дмитриевич поделился задумкой и предложил мне учредить свой приз. Конечно же, я согласилась. Поначалу конкурс был сугубо городским. В первый раз собралось порядка 12-ти участников.

- Кстати, среди них ведь был ставший позже известным артистом Михаил Журков?

- Да. Он заметно выделялся среди ребят. После конкурса, признаюсь, я уговорила руководство колледжа искусств Коми взять его на обучение на год раньше положенного – в 15 лет. Разумеется, там ни разу об этом не пожалели. Из перспективного вокалиста вырос настоящий классический певец и замечательный артист.

Вообще, всех успешных выходцев из нашего проекта, покоривших музыкальные сцены, не перечесть. Могу лишь напомнить, что в составе замечательной труппы нашего театра – и Яна Пикулева, и Анастасия Марараш, и Ксения Шабалина – победительницы нашего конкурса.

В России и в мире у всех на слуху и такие имена, как Ольга Селиверстова, Глеб Перязев, Максим Даминов, Василий Соколов, Екатерина Бегунович, Анастасия Зайцева, Дара Савинова, Йонас Юд и многие-многие другие – все они поют в лучших театрах страны и за рубежом. И мы горды, что путевку в творческую жизнь они получили у нас на конкурсе.

-А кто был первым председателем жюри?

- Его создатель – Александр Дмитриевич. Я поначалу внесла скромную лепту, вручив свой приз одному из победителей. Постепенно проект получал известность и становился все более востребованным. Спустя некоторое время возглавить жюри было предложено мне. И к нам стали приезжать представители подрастающего поколения из разных уголков Республики: Микунь, Воркута, Печора, Сосногорск, Ухта.

- А в 1998-ом к работе на конкурсе подключился Владимир Юрковский.

- Верно. Благодаря ему о конкурсе узнала вся страна, состав жюри пополнился представителями зарубежных стран. Конкурсантов оценивали такие уважаемые и известные солисты, как Александр Байрон (Сыктывкар) и Владимир Бусыгин(Нижний Новгород), композитор Ирина Блинникова (Сыктывкар) и Ольга Бундер (Таллинн), Михаил Шварц (Чехия) и Торгейр Кинне Солсвик (Норвегия) – словом, мэтры. Всего же за прошедшие 30 лет в составе жюри было более 70 человек.

И вот в какой-то момент стало понятно, что конкурсу в родном Приполярье тесно. Перестало хватать мест для участников, в том числе классов для распевок и репетиций. Да и добираться в моногород крайне сложно. Тогда нами было принято непростое волевое решение переселить конкурс в столицу Коми. Первыми, кто нас принял в Сыктывкаре, стала гимназия искусств при Главе Коми имени Ю.Спиридонова. Просторная территория, несколько корпусов, достаточно музыкальных инструментов, классов и залов. Даже подбирать гостиницы не пришлось – все жили там же, в здании, где расположен интернат для иногородних гимназистов.

- А почему для оргкомитета было важно войти в Ассоциацию музыкальных конкурсов России?

-Это признание высокого уровня нашего проекта. Андрей Устинов, который возглавляет ассоциацию, человек строгих требований. Просто так попасть в его команду невозможно. Это объединение предъявляет довольно жесткие требования к региональным организаторам конкурсов. Нам, к счастью, удалось вписаться во все критерии, и потому наш конкурс стал действительным членом ассоциации. На этой неделе получили из Москвы свидетельство, подтверждающее наше членство.

- Ольга Александровна, что Вы ждете от конкурса в год его 30-летнего юбилея?

- Не только я, но и все члены жюри – мы ждем приятных сюрпризов. Очень надеюсь, что нынешний конкурс станет особенным, и мы откроем новые звездочки на вокальном небосклоне.

- Есть ли риски, что разные дети будут петь одни и те же произведения?

- Теперь это практически исключено, поскольку педагоги год от года набираются мастерства и подбирают своим воспитанникам не «заезженный» репертуар. А чтобы понимать, какие произведения звучали ранее, в прежние годы проведения конкурса, списки произведений мы выкладываем на наш сайт.

- Как Вы вообще относитесь к тому, чтобы обучать вокалу с младых лет?

- Положительно. Нынешние дети так поют, что многим взрослым и не снилось! Впрочем, так было во все времена. И один из наглядных тому примеров – Мария Каллас. Свою оперную партию в театре она исполнила в 14.

- По силам ли юным талантам понимание серьезных взрослых оперных шедевров?

- Когда ребенок активно развивается благодаря осмысленному воспитанию взрослых, то – да. Помню, когда мы проводили наш конкурс в Красноярске, одна из 11-летних участниц заявила исполнение арии из оперы «Снегурочка». Мы поначалу за головы схватились: это ж сложно для ребенка… Но! Спела она так, что заслуженно получила первую премию. Настолько это было чисто и музыкально, с красивыми верхними нотами – я помню ее, как сейчас.

А вот то, что точно делать не следует – так это добавлять элементы театральности.

- Почему?

- Мы слушаем голоса. Важно петь чисто и при этом в образе выбранного персонажа (убедительно!), но без бубнов и прочей сценической бутафории.

- Дает ли жюри обратную связь тем конкурсантам, кому не удалось оказаться в числе победителей?

- Обязательно. На мастер-классах и встречах с педагогами мы после каждого конкурса проводим разбор полетов. И предметно, детально поясняем, что было не так у того или иного ребенка.

- Бывает ли так, что участник талантливый, но выступил неудачно?

- Да, и нередко. Причина тому – волнение. Поэтому очень важно петь не только в классе перед педагогом, но и на публике, чтобы учиться справляться с эмоциями: развивать способность собраться в ответственный момент и показать свой талант. Тренироваться можно хоть где: устраивать концерты дома перед родными или на встречах с друзьями.

- Члены жюри обычно единодушны в своих оценках. Как так получается?

- Мы подбираем в жюри тех, с кем слышим голоса одинаково. Без существенных расхождений в баллах.

- Что для Вас важно в выборе судейской команды?

- Не просто быть профи, надо уметь передавать свой опыт и хотеть работать с детьми.

- Ольга Александровна, для чего приобщать подрастающее поколение к музыке?

- Это искусство, которое вечно. Вне зависимости от форм устройства государств, вне зависимости от состояния экономики и других процессов жизнедеятельности музыка была, есть и будет.

- Я так понимаю, что Вы имеете ввиду классику. А что скажете по поводу эстрады?

- Каждой эпохе – свой композитор и музыкант. Но Баха, Моцарта, Чайковского исполняют уже не одно столетие. Время покажет, какая она – сегодняшняя эстрада.

- Как человеку, далекому от музыки, приобщиться к этому искусству?

- Я советую начинать с простого. Например, послушать романсы. Когда человек ощутит внутри отклик, можно перейти на камерные инструментальные произведения. Затем сходить на оперетту или мюзикл. Ну, а уже потом «зайдут» и оперы. Но, может быть, и все наоборот… (смеется).

Без музыки жизнь скучна. Она сближает, она понятна на разных языках в любые времена. Она помогает и в печали, и в радости пережить любые свои эмоциональные состояния. Это, по большому счету, самая лучшая терапия для души. И тот факт, что музыка лечит, подтверждается неоднократными исследованиями ученых, замеряющих частоты тех или иных классических произведений.

- Ольга Александровна, в завершении нашей беседы неудобный вопрос: может ли быть так, что на конкурсе победит не тот, чье исполнение лучше, а тот, у кого голос интереснее?

- Поверьте мне: для нас нет красивых или некрасивых тембров, приятных или неприятных голосов, симпатичной или несимпатичной внешности. При грамотном владении техникой и умении затронуть душу слушателей мы непременно влюбимся в исполнителя. Я желаю всем нам испытать это состояние влюбленности не единожды на протяжении нашего нынешнего конкурса!

- Спасибо за интервью. Мы еще раз поздравляем Вас с 30-летним юбилеем конкурса, а участникам желаем больших творческих достижений и побед!

На фото пресс-службы конкурса Ольга Сосновская с участниками XVIII конкурса в Санкт-Петербурге

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.

Кто есть кто

Тырин
Михаил
Петрович
Родился 26 апреля 1968 г.
Реклама.

Календарь

«Апрель 2025»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930


Реклама
На сайте осуществляется обработка пользовательских данных с использованием Cookie в соответствии с Правилами использования cookies. Оставаясь на сайте, Вы соглашаетесь с условиями Правил. Вы также можете запретить сохранение Cookie в настройках своего браузера.