Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Вторник, 10 декабря, 2019, 10:42 5365 1

Позитивная оценка россиянами социально-экономической ситуации является примером негативной адаптации – Левада-центр

В 2019 году жители России стали в целом оптимистичнее в своих оценках обстановки в стране, хотя объективные основания для этого отсутствуют. Люди просто надеются на лучшее.

Согласно исследованию Левада-центра, субъективные мнения и оценки россиян по поводу социально-экономической обстановки в стране постепенно улучшались на протяжении 2019 года. К ноябрю индекс потребительских настроений вырос на 15 процентов в сравнении с январем. Индекс социальных настроений в октябре увеличился на 13 процентов по сравнению с февралем.

Общий фон начала 2019 года года был задан негативной информацией 2018-го – о повышении пенсионного возраста, увеличении налога на добавленную стоимость. В прошлом году эти решения вызвали значительное ухудшение общественных настроений, подтолкнувшее ускорение инфляции на потребительском рынке, всплеск социального недовольства, протестные акции. Как и ожидалось, несмотря на то, что объявленные весной 2018-го столь непопулярные решения вступали в силу с 1 января 2019 года, опасения и страхи общества в основном реализовались в 2018-м. Сразу же после объявления решений индексы социальных и потребительских настроений резко снизились, настроения продолжали ухудшаться до конца 2018 года. В начале нынешнего года россияне убедились, что дальнейшего раскручивания инфляционной спирали не будет (потребительский спрос населения уже до предела скован отсутствием роста реальных денежных доходов), практическая реализация решения о повышении пенсионного возраста коснулась немногих. И общественные настроения стали понемногу улучшаться.

При этом объективные данные о социально-экономической ситуации в стране по-прежнему не слишком благоприятны. Росстат в первой половине 2019-го фиксировал «околонулевые» изменения в динамике реальных денежных доходов населения. К середине года число бедных людей в России немного увеличилось (численность людей, имеющих доходы ниже официально установленного прожиточного минимума), и это произошло впервые за последние несколько лет. Потребительская активность населения также снижается: согласно данным Росстата темпы увеличения розничного товарооборота скромнее показателей 2018 года, расходы населения на платные услуги вообще остаются ниже прошлогоднего уровня; люди не стали больше сберегать. И только в начале осени Росстат вдруг сообщил, что по итогам третьего квартала реальные располагаемые денежные доходы населения выросли на 3 процента по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. При этом сравнение реальных располагаемых денежных доходов не за три месяца третьего квартала, а за весь период с начала года показывает ту же «околонулевую» динамику – плюс 0,2 процента в 2019-м по сравнению с 2018 годом.

Не смотря на отсутствие реального объективного улучшения жизни населения, субъективные оценки людей в целом становятся более благоприятными. Улучшение субъективных оценок обеспечивается за счет фактора надежды. В индексе потребительских настроений – это надежды на рост материального достатка семьи в будущем, в индексе социальных настроений – упования на улучшение социально-политической ситуации в стране, действия властей. Помимо упований на внешние обстоятельства, люди одновременно находят источники будущего улучшения в сегодняшнем дне и собственной повседневной жизни.

Рост потребительских настроений в 2019-м связан еще и с тем, что люди отмечают положительные изменения в текущей ситуации на потребительском рынке – стабилизация потребительских цен делает его более привлекательным для покупателей (однако дефицит денежных доходов сдерживает реализацию этих позитивных оценок в росте платежеспособного спроса).

Улучшение настроений в 2019 году было устойчивым и имело восстановительный характер. Но исследователи предупреждают, что при отсутствии положительных новостей, реальных признаков улучшения условий жизни и благосостояния людей, положительная динамика субъективных настроений в 2019-м останется еще одним примером негативной адаптации, но не станет началом позитивного тренда общественного оптимизма, который способствует ускорению экономического развития страны.

Большинство россиян положительно оценивают ситуацию в стране — ВЦИОМ

Фото: freepik.com

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Апрель 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Реклама