Кроме того, в это число попало ухудшение условий поставок сырья и комплектующих.
Данные опроса российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) о состоянии российской экономики и о деятельности компаний во втором квартале зафиксировали изменения как в перечне основных мешающих бизнесу ограничений, так и в части способов адаптации к новым условиям. Тремя главными ограничениями респонденты РСПП сейчас считают проблемы с логистикой (31 процент, как и в первом квартале), валютную нестабильность (29,9 процента, рост доли таких ответов — 13 процентов) и ухудшение условий поставки сырья и комплектующих (29 процентов, рост за квартал на три процента).
Кроме того, во втором квартале заметно выросла доля респондентов, почувствовавших на себе негативное влияние санкций, подорожания импорта и пересмотра контрактов, а также снижения спроса на свою продукцию. Снизилась за этот период значимость лишь одного фактора — невозможность получить импортное оборудование из-за санкций. Ни с одним из названных негативных факторов в первом квартале не сталкивались 11 процентов компаний, во втором — доля таких респондентов снизилась до девяти процентов.
За квартал, как следует из опроса, изменились и основные способы адаптации респондентов РСПП к ситуации в экономике. Так, две трети предприятий планируют сокращать расходы — это, отметим, традиционно лидирующая практика повышения эффективности работы. Но по сравнению с первым кварталом доля компаний, снижающих расходы, сократилась на девять процентов, до 66 процентов, на фоне роста доли тех, кто стал вкладываться в энерго и ресурсосберегающие технологии — на четыре процента, до 34 процентов. При этом 84 процента компаний, планирующих сократить расходы, начнут со снижения затрат на административные и хозяйственные нужды. В два раза реже — в 39 процентах случаев — они готовы экономить на сырье и комплектующих. Лишь 28 процентов готовы снижать траты на услуги (консалтинг и прочее).
Также среди основных способов адаптации — запуск программ импортозамещения, их теперь используют 32 процента компаний (рост за квартал на два процента.). Еще в перечне набирающих популярность подходов — интенсификация деятельности (19 процентов, рост на три процента), требование аванса от покупателей (16 процентов, плюс четыре процента), повышение цен (14 процентов, рост на два процента), а также экспорт в страны, которые не присоединились к санкциям в отношении России (13 процентов, рост на один процент).
Фото Игоря Соколова
Комментарии