В половине муниципалитетов региона договоры с поставщиками не заключались, а реализация по регулируемым ценам не производилась.
Как сообщает пресс-служба контрольно-счетной палаты Коми, завершена проверка законности и результативности использования субвенций, выделенных из республиканского бюджета в муниципалитеты региона с января 2017 года по февраль 2020 года на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования цен на твердое топливо, реализуемое и используемое для нужд отопления.
Проверено использование 257,8 миллиона рублей средств республиканского бюджета, перечисленных органам местного самоуправления на возмещение убытков в результате государственного регулирования цен (тарифов) на твердое топливо, дана оценка эффективности реализации переданных полномочий в отношении всех муниципальных районов и городских округов республики. В условиях пандемии коронавируса выездные проверки ограничились такими объектами, как министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Коми и администрации Сыктывкара и Сыктывдинского района, деятельность остальных 18 муниципалитетов проанализирована на основании представленных по запросам палаты документов и информации.
На начало 2019 года в Коми печным отоплением оборудовали 4439,3 тысячи квадратных метров жилых помещений или 18,7 процента от общей площади всех жилых помещений республики. Основным видом твердого топлива, используемого населением республики для нужд отопления по регулируемым ценам, остаются дрова, доля реализации которых в 2017-2019 годах составила от 87,6 процента до 72,4 процента. В то же время наблюдается тенденция увеличения спроса на биотопливо (брикеты и гранулы), относительный объем потребления которого с начала 2017 года вырос в 2,6 раза и занял в структуре твердого топлива 23,8 процента. Относительный объем поставок угля в указанные годы не превышал 5,1 процента рынка.
В целях реализации переданных полномочий в проверяемом периоде между министерством ЖКХ и муниципалитетами Коми заключены от 10 до 15 соглашений о предоставлении субвенций из республиканского бюджета (за исключением Воркуты, Инты, Ухты, Сосногорска, Сысольского района). Количество муниципалитетов, получивших средства субвенций, варьировалось от семи до девяти. При этом основной объем средств субвенций в размере 208,8 миллиона рублей (или 81,6 процента) за 2017-2019 годы пришелся на Сыктывкар и Усинск, которыми реализован наибольший объем твердого топлива населению по регулируемым ценам. На территории же пяти муниципалитетов, несмотря на заключенные соглашения и отвлечение на эти цели средств республиканского бюджета, реализация государственных полномочий не проводилась (Вуктыл, Корткеросский район, Троицко-Печорский район, Койгородский район и Усть-Вымский район).
В целом, уровень освоения субвенций муниципалитетами снизился с 91,3 процента в 2017 году до 71 процента в 2019 году. По мнению контрольно-счетной палаты, это связано с некорректностью расчетов при планировании, в том числе с завышением прогнозного объема убытков, на основании которого формируется объем потребности в бюджетных ассигнованиях на очередной финансовый год. Вместе с тем отмечено, что в большинстве органов местного самоуправления наблюдается низкая активность либо бездействие в части организации снабжения населения твердым топливом по регулируемым ценам. В половине муниципалитетов договоры с поставщиками не заключались и реализация топлива населению по регулируемым ценам не производилась, включая те, где доля жилья с печным отоплением составляет свыше 80 процентов (Койгородский и Сысольский районы).
Население на местах недостаточно информировано о возможности приобретения твердого топлива по регулируемым ценам, а поставщики - о возможности возмещения убытков при реализации по регулируемой стоимости. В условиях безынициативности органов местного самоуправления, отсутствия поставщиков топлива в труднодоступных населенных пунктах, низкой платежеспособности части населения Коми, не позволяющей приобрести топливо по регулируемой цене, население вынуждено заготавливать древесину для нужд отопления самостоятельно. Порядка 82 процента объема твердого топлива, используемого для отопления, заготавливается населением самостоятельно, в некоторых муниципальных районах этот показатель достигает 97 процентов и более.
Проверкой установлены и другие системные проблемы, препятствующие эффективной реализации органами местного самоуправления переданных им полномочий. Наиболее острые из них: трудоемкость процесса согласования экономически обоснованной цены для поставщиков топлива; получение субсидий перекупщиками, а не заготовителями/производителями топлива твердого, что усложняет оценку экономической обоснованности цены; превышение объемов фактически реализованного топлива твердого над заявленными при расчетах; наличие мошеннических действий со стороны отдельных хозяйствующих субъектов в виде предоставления поддельных документов и недостоверных сведений.
Кроме того, требуется решение вопросов, связанных с доработкой нормативной правовой базы (в том числе целевых показателей, характеризующих результативность реализации мероприятий по возмещению убытков) и обеспечением полноценного контроля как со стороны министерства – за осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий по возмещению убытков, так и со стороны органов местного самоуправления - за соблюдением поставщиками топлива условий, целей и порядка предоставления бюджетных средств.
Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в адрес временно исполняющего обязанности главы Коми, Госсовета Коми, заместителя председателя правительства региона, прокуратуры республики. Соответствующие предложения по фактам установленных недостатков направлены в адрес министерства ЖКХ Коми и администраций муниципалитетов региона.
Фото Елены Кабаковой
Комментарии