Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Четверг, 24 января, 2019, 10:21 3943 1 1

В Коми уровень развития СМИ признали недостаточным

Традиционные издания регионов России, включая местное телевидение, повсеместно утрачивают потребительскую привлекательность.

Фонд «Медиастандарт» и исследовательская группа «ЦИРКОН» представили рейтинг 85 российских регионов по уровню развития института массовой информации «Индекс развития медиасферы-2018» (MSindex-2018).

По итогам 2018 года обнаружилась тенденция: в тех регионах, где бизнес, власть и общество активнее влияют на СМИ, наблюдается и более качественный контент медиа. Также говорится о сравнительно невысоком влиянии аудиторий на состояние самих СМИ.

По значению метаиндекса и интегрального индекса институционального развития СМИ за 2018 год Коми оказалась на 51-м месте. Республика попала в число 12-ти регионов, класс которых в 2018 году понизился (в случае с Коми – с «B» на «С»). Регион попал в группу с еще 31 субъектом федерации, где уровень развития института массовой информации признан недостаточным. Это произошло из-за ухудшения показателей республики в частном индексе «Состояние и активность основных стейкхолдеров» (регистрирует влияние власти, бизнеса, общественных организаций на работу СМИ). То есть уменьшилось влияние со стороны основных стейкхолдеров, и из-за этого хуже стало качество выпускаемых материалов. Коми уже была в группе регионов «С» по итогам 2015 года, в 2016-м республике удалось перейти в группу «B», в 2017-м – удержаться в ней.

Сразу за Коми по интегральному индексу (на 52-м месте по итогам 2018 года) следует Крым. Чеченская республика находится на предпоследнем месте. Выше Коми отрейтингованы, например, Архангельская, Кемеровская, Новгородская, Вологодская, Кировская, Томская области. Интересно, что Ростовская область опередила Ленинградскую.

Для расчета MSindex использовалось в общей сложности 48 различных индикаторов, разделенных на пять частных индексов, таких как «Состояние среды для работы средств массовой информации», «Состояние аудитории» (доступ к каналам потребления, реальное потребление и запросы на информацию), «Состояние самих СМИ», «Состояние медиаконтента».

Интегральный MSindex и частные индексы рассчитывались на основе публичной региональной и федеральной статистики, негосударственной статистики, экспертных оценок, а также массового социологического опроса во всех регионах России.

Важный тренд всех лет наблюдений – увеличивающееся расслоение регионов, замечает директор «Медиастандарта» Дмитрий Казьмин: «То есть Москва – лидер на протяжении всех лет – оказалась как никогда высоко, а последний регион – Тыва – как никогда низко». Такая тенденция наблюдается не только по интегральному индексу, но и по разным частным индексам и большому числу индикаторов. Например, по такому важному индикатору как уровень трат региональных бюджетов на поддержку СМИ. Медианные годовые затраты регионов в 2018 году в расчете на одного жителя запланированы на уровне 173 рублей, всего регионы заложили на поддержку СМИ 45,6 миллиарда (на основе данных министерства финансов России и федерального казначейства по утвержденным бюджетам по данным за октябрь 2018 года). Самый низкий показатель – в Пермском крае (11 рублей), самый высокий – в Ямало-Ненецком автономном округе (5087 рублей). На Москву приходится 28 процентов расходов региональных бюджетов, в расчете на каждого жителя столичный бюджет тратит чуть более 1000 рублей. 

Среди частных индексов наибольшее расслоение между регионами – по уровню медиаконтента, а наименьшее – по состоянию аудитории. Другими словами, аудитория разных регионов оказалась более однородной, чем остальные аспекты медиасферы. «Поэтому плохое состояние медиасферы, самих медиа в регионе нельзя оправдать словами «у нас люди другие», – говорит Д.Казьмин, – например, не доверяют журналистам, не желают получать информацию из альтернативных источников, без запроса на качественный контент». Потому что качества аудитории в разных регионах отличаются меньше, чем экономическая ситуация, качество местных медиа или уровень влияния региональных властей и бизнеса на СМИ, констатирует он.

Динамика показателей интегрального индекса за 2015-2018 годы, а также четырех из пяти частных индексов (исключение составляет индекс «Состояние аудитории СМИ») позволил исследователям сделать обоснованное предположение, что российские регионы постепенно обособляются друг от друга, формируя новое своеобразие местных (российских провинциальных) моделей медиасферы. Традиционные издания регионов России, включая местное телевидение, повсеместно утрачивают ценность (потребительскую привлекательность) в глазах жителей. Они теряют привлекательность, основанную на классических свойствах и конкурентных преимуществах СМИ: утрачена привлекательность «периодичности/систематичности» выпусков издания в связи с изменением ритма и темпа жизни, доступностью интернета, утрачено положение монополиста в деле производства и массового распространения сведений и данных, утрачена исключительная компетенция поставки новостей и оперативного снабжения заинтересованных лиц достоверными (объективными, независимыми) сведениями. 

Фонд «Медиастандарт» опубликовал также выдержки из проведенных по его заказу исследований состояния аудитории и потребления новостного контента.

Массовые опросы показывают, что телевидение остается самым популярным каналом информации для россиян, в том числе по общественно-политической тематике (этот вариант выбрали 75 процентов респондентов). Далее следует интернет, который в качестве одного из основных источников информации назвала почти половина россиян (48 процентов). Пресса замыкает тройку лидеров с показателем в 19 процентов. При этом, когда респондентов спрашивают о доверии к различным источникам информации, заметен резкий рост показателей у неформальных медиа. Так, согласно опросу 2018 года, информации в Youtube доверяет 12 процентов, каналам в Telegram – 4 процента россиян (среди молодежи – втрое больше), а ведь еще в 2017 году было 8 и 1 процент соответственно.

Подавляющее большинство россиян – две трети – интересуется общественно-политической повесткой, в том числе касающейся жизни их региона. Совершенно не интересуются таким контентом лишь 12 процентов респондентов. Отсутствие интереса к общественно-политическим новостям тем сильнее, чем моложе респондент. Среди молодежи (18–24 года) таких уже почти четверть (24 процента). А вот место проживания (город-миллионник или сельское поселение) и частота пользования интернетом не влияют на интерес россиян к общественно-политической повестке.

Более половины россиян (62 процента) утверждают, что умеют собирать информацию из разных источников, чтобы получить полное представление об интересующей их теме. Почти половина – 42 процента – могут замечать различия между информацией и другими сообщениями, в том числе мнениями, суждениями и критикой. Хуже обстоят дела, когда речь идет не об абстрактной «информации вообще», а об информации из интернета: только чуть больше трети респондентов (36 процентов) декларировали умение определять, является ли она правильной и заслуживающей доверия. Также примечателен в целом низкий уровень знаний о таком явлении, как «фейковые новости». Лишь 38 процентов знакомы с этой проблемой, остальные – либо нет, либо что-то слышали. Причем если среди молодежи 90 процентов знакомы или что-то слышали об этом явлении (в том числе 68 процентов знакомы), то среди россиян старше 60 лет 74 процента не слышали о fake news.

«ЦИРКОН» и «Медиастандарт»: фрагментированность российского медиасообщества отражает разобщенность общества в целом

 

Иллюстрация с сайта pixabay.com

Реклама.
Реклама.

Комментарии

  • независимый экспертПятница, 25 января, 2019, 00:07

    В Коми из СМИ выделяется Комионлайн. Пишут о том, о чем не прочитаешь в других СМИ, где кое-что запрещено публиковать. Эксклюзивные материалы постоянно выходят. Посты только о важных событиях, в мелочевку не залезают. Все слагаемые успеха. И это всё без административного ресурса и бюджетных денег.

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Ноябрь 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930


Реклама