Россияне назвали самыми авторитетными журналистами Владимира Соловьева, Юрия Дудя и Дмитрия Быкова.
По сообщению Комитета гражданских инициатив, фонд «Медиастандарт» и исследовательская группа ЦИРКОН опубликовали социологическое исследование «Образ журналиста в массовом сознании россиян».
Примерно две трети респондентов считают, что профессия журналиста в России уважаема и престижна. Еще больше граждан отмечает необходимость специальной квалификации для осуществления журналистской деятельности и рассматривают эту деятельность как довольно трудную и небезопасную.
Вместе с тем, по поводу влиятельности и доходности профессии мнения не столь однозначны, хотя половина респондентов и отнесла работу журналиста к высокооплачиваемой. И совсем не уверены россияне относительно свободы журналистской деятельности (около 40 процентов считают ее как раз несвободной).
Профессия журналиста «скорее пользуется уважением» у 65 процентов (противоположного мнения придерживаются 15 процентов). Положительный вклад журналистов в развитие страны отмечает 41 процент опрошенных (отрицательный – 12 процентов), еще 30 процентов считают, что журналисты ни на что серьезно не влияют.
В целом доверяют журналистам 37 процентов респондентов (противоположного мнения придерживаются 24 процента), 35 процентов – доверяют выборочно. «Скорее не доверять» большинству сообщений, выпускаемых журналистами привыкли 50 процентов респондентов. Полностью доверяют СМИ 17 процентов опрошенных.
Во время опроса респонденты должны были отметить три источника общественно-политических новостей, которым они доверяют больше всего. Лидером стали информационные программы на государственном телевидении – 63 процента. Новости из разных источников в интернете отметили 44 процента респондентов, от частных СМИ – 14 процентов, иностранные медиа – 4 процента. Сообщения в социальных сетях входят в топ-3 вызывающих доверие источников для 15 процентов россиян, видео с YouTube – для 12 процентов, каналы в Telegram – для 4 процентов.
Также каждому респонденту было предложено назвать наиболее авторитетных для них журналистов по типам медиа: телевидение, интернет, радио и пресса. Большая часть участников опроса – 51 процент – затруднилась назвать таких журналистов. Оставшиеся назвали наиболее авторитетным теле- и радиожурналистом Владимира Соловьева (11,1 процента), интернет-журналистом – Юрия Дудя (0,7 процента), журналистом печатного СМИ – Дмитрия Быкова (0,2 процента). Узнаваемость журналистов за пределами телевидения оказалась невысокой, поэтому в основном россияне называли телеведущих. В первую тройку кроме В.Соловьева вошли Андрей Малахов (8,2 процента) и Владимир Познер (7,2 процента).
Россияне ждут от журналистов, прежде всего, фактов (65 процентов респондентов считают это важным), объяснения событий (43 процента) и проверки деятельности чиновников (33 процента). Активизм журналистов считают важным 18 процентов, пропаганду положительно воспринимают 11 процентов, «журналистику развлечения» считают важной 9 процентов опрошенных.
От журналистов требуется «наличие писательского таланта, грамотного русского языка, навыков работы с разными типами информации», а также «соблюдение этических норм и правил поведения, действующих в профессиональном журналистском сообществе» – эти варианты отметили по 90 процентов респондентов. Необязательными требованиями к журналистам россияне считают наличие профильного образования (не играет роли для 69 процентов респондентов) и членство в профессиональных ассоциациях (81 процент).
Для большей части населения журналисты характеризуются смелостью, самоотверженностью, упорством (иногда переходящим в назойливость), отзывчивостью, чувством юмора. По мнению респондентов, большинство журналистов стремятся быть честными. Вместе с тем, респонденты разделились примерно на равные группы, присваивая или признавая несвойственными журналистам такие качества, как эгоизм, тщеславие, беспринципность, цинизм, продажность. Доли согласных и несогласных с тем, что «журналисты часто лгут, сообщают недостоверные сведения, искажают факты», оказались практически равными.
В обществе существуют разнородные группы, которые воспринимают СМИ и журналистов зачастую полярно.
Доля тех, кто считает, что журналисты «хотят лишь удовлетворить свои амбиции, добиться славы и известности», «навязывают обществу вредные идеи, чуждые мораль и образ жизни», а также «вносят разлад в общество, раздувают скандалы, разжигают эмоции», лишь немного ниже доли тех, кто, наоборот, не согласен с подобными утверждениями. Велика и доля затруднившихся с ответом на эти вопросы.
Важным результатом исследования является фиксация диссонанса в общественном сознании по ряду вопросов. Так, с тем, что «журналисты, как правило, зависимые, подневольные люди, которые действуют в интересах своих руководителей – что им скажут, то и печатают», согласились 60 процентов респондентов. При этом большинство опрошенных согласно, что многие журналисты «искренне стремятся улучшить жизнь в России» и «работают из идейных соображений» (хотя велика и доля тех, кто не согласен с этими утверждениями – 30 процентов).
В ответах представителей молодежи наблюдается сдвиг в сторону более негативного восприятия журналистов. Например, обращает на себя внимание значительно более высокая, чем в целом по выборке, доля студентов и учащихся, сомневающихся в честности и порядочности журналистов, говорится в исследовании. В столичных и крупных городах сравнительно чаще распространены негативные суждения о журналистах, чем в малых населенных пунктах и сельских поселениях. По-разному оценивают некоторые качества журналистов респонденты, отметившие свое незнакомство с ними, и те, кто в какой-то степени лично знаком с журналистами и работой в СМИ. В последнем случае отмечена более частая фиксация негативных характеристик журналистов.
Респондентам старшей возрастной группы (свыше 60 лет) общественно-политический контент интересен в 77 процентах случаев, молодежь (18–25 лет) интересуется такими новостями намного реже (30 процентов). Молодые люди в наименьшей степени, по сравнению с другими группами, доверяют новостям по телевизору (46 процентов) и значительно сильнее других верят в целом контенту СМИ в интернете (44 процента). Например, о доверии «Яндекс Новостям» заявили 33 процента молодых россиян (всех возрастов – 17 процентов), сообщениям в социальных сетях – 26 процентов молодежи (всех возрастов – 15 процентов), видео с YouTube – 31 процент молодежи (всех возрастов – 12 процентов), каналам в Telegram – 12 процентов молодежи (всех возрастов – 4 процента).
Несмотря на высокую значимость для массовой аудитории такого параметра, как включенность журналиста в профессиональные коммуникации, наличие единства интересов и целей среди российских журналистов признали только чуть больше трети опрошенных. При этом оценки широкой публики и самих журналистов по данному вопросу в достаточной степени совпали. Этот факт, на взгляд авторов исследования, подчеркивает фрагментированность российского медиасообщества, отражающую, в свою очередь, фрагментированность всего российского общества и наличие социальных групп с различными запросами и интересами.
Для подавляющего большинства респондентов «правдивость» информации оказалась важнее «привлекательности», а «полнота и точность» важнее ее «оперативности и быстроты». Предпочтения между субъективным «авторским» мнением и «объективным» отстраненным стилем подачи разделись примерно пополам. Распределение ответов отражает распределение респондентов по предпочтениям между традиционными «институализированными» СМИ и неформальными «новыми медиа».
На вопрос об основных субъектах, перед которыми журналисты должны нести ответственность, респонденты чаще всего упоминали общество в целом (82 процента), гораздо реже – власть и аудиторию СМИ (35 процентов), и совсем редко владельцев СМИ и самих журналистов и их семьи. В этом мнение населения несколько отличается от мнения самих журналистов, которые в качестве главных для себя «стейкхолдеров» довольно часто называли «общество в целом», «аудиторию СМИ» и «самих себя», почти не называли «власть», и существенно чаще, чем население, упоминали «владельцев СМИ».
*** Группа ЦИРКОН провела исследование при поддержке Комитета гражданских инициатив методом личного интервью (face-to-face) по месту жительства среди 1604 респондентов летом 2018 года. Работы заказал фонд «Медиастандарт».
Фото с сайта pixabay.com
Комментарии