Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Понедельник, 9 декабря, 2019, 13:26 19574 2

Все дети считают себя гениальными, и учитель должен им соответствовать – финалист конкурса «Наставник года» в Коми

Сергей Гагаузов рассказал о результатах своей деятельности и методах работы с молодыми коллегами.

Один из финалистов конкурса «Наставник года» в Коми (в номинации «Наставник – ветеран отрасли») Сергей Гагаузов дал интервью пресс-службе администрации Воркуты. 

За 27 лет работы в детской художественной школе Воркуты С.Гагаузов удостоился государственных наград «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» и «Заслуженный работник Республики Коми», награжден медалью министерства культуры, туризма и архивного дела Коми «за высокие достижения в культуре».

Работы его учеников представлены в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Российском Фонде Культуры, в музеях и галереях искусств Германии, Франции, США, Македонии, Словакии и Японии.

Своим наставником вы считаете мэра Воркуты Игоря Шпектора, не так ли?

Наше общение я бы назвал социально-жизненным наставничеством, которое, в свою очередь, помогло мне в профессиональном наставничестве. Игорь Леонидович всегда говорил: «Хочешь что-то получить от этого города, сначала сам сделай что-нибудь для него». Он считал, что просто ходить на работу, задерживаться и даже работать в выходные – ровным счетом ничего не значит. И если я работаю в художественной школе – первой художественной школе, построенной в СССР за Полярным кругом – то о ней должен знать весь мир. В 1997 году он дал мне шутливое поручение – каждый год о Воркуте должны узнавать не менее пяти новых стран. И даже понимая, что поручение несерьезное, его слова меня глубоко задели.

Выполнить поставленную мне задачу можно было только благодаря активной творческой деятельности моих учеников и преподавателей школы, их участию в международных конкурсах изобразительного искусства, которых в те годы проводилось мало и попасть на них было довольно сложно. Кроме того, необходимо было представить работы соответствующего профессионального уровня. Впрочем, у нас получалось заявить о себе и даже получать индивидуальные приглашения на участие в конкурсах от отдельных стран. Ярким примером может послужить участие учеников школы в международной выставке талантливых детей из трех стран: Аргентины, Кубы и Воркуты, которая проходила в Берлине. Именно так и было написано на афише выставки, наш город приравняли к целой стране, что стало предметом гордости за любимый город и его талантливых детей. В итоге на сегодняшний день благодаря таланту юных воркутинских художников, о Воркуте и нашей художественной школе знают в 75-ти странах мира.

Что вы лично вкладываете в понятие «наставничество»?

Я считаю, что наставничество в современном обществе стало более емким понятием, чем в советские времена. Тогда наставники, как правило, опытные специалисты заводов и фабрик, в совершенстве владеющие своей профессией, обучали молодых рабочих, которые уже получили профессиональное образование, но не имели производственной практики. Сегодня наставничество активно развивается во всех отраслях жизнедеятельности и имеет несколько форм: менторство, коучинг, тьюторство. А в идеале включает в себя все эти формы. По итогу наставничества новый специалист должен не только перенять профессиональный опыт, влиться в коллектив, но и войти в состав кадрового резерва. Таким образом, мы стратегически планируем будущее наставляемого и совместно решаем поставленные задачи. Кроме того, важно дать ему возможность активно применять свои знания на практике, а также спрогнозировать получение новых навыков в этой области, чтобы впоследствии он сам мог стать чьим-то наставником.

Какие проблемы сегодня возникают у современного наставничества?

Мне уже не раз приходилось сталкиваться с такими ситуациями, когда наставник, скажем так, очень выборочно передает свои знания и опыт из-за боязни конкуренции. Особенно это распространено в сфере культуры. Считаю, что такой подход к наставничеству недопустим, иначе нет смысла заниматься этой деятельностью, ведь между наставником и его подопечным должно быть стратегическое партнерство. Наставничество можно сравнить с работой тренера, который старается сделать из спортсмена чемпиона и не важно, стал он сам в свое время таковым или нет. Помимо этого еще одна проблема современного наставничества – время, ведь его сегодня всем катастрофически не хватает. Человек, который берет на себя ответственность за молодого специалиста, должен понимать, что это процесс на не месяц-два, а в некоторых сферах на годы.

С чего началось ваше наставничество?

По роду деятельности, конечно, с занятий с детьми. Для них я выступал в роли ментора, основная задача которого – передать знания ученикам, сделать их конкурентоспособными, простимулировать к дальнейшему получению профессионального образования. Наставничество в плане подготовки молодых специалистов началось в то время, когда Воркуту стали массово покидать люди, и образовался вакуум среди профессионалов. В тот момент я стал задумываться, почему дети после окончания высших учебных заведений не возвращаются в наш город. Как выяснилось, доступное для приобретения жилье и финансы – не главное. Они не видели своей востребованности и перспектив, что для молодых людей на этапе становления крайне важно. Вот тогда я и поставил перед собой задачу не просто дать знания ученикам, но и сделать все возможное, чтобы они хотели вернуться в Воркуту для продолжения профессиональной деятельности. Признаюсь, не верил, что мне удастся это, но в итоге все получилось. И когда одна из моих учениц приехала в город уже дипломированным специалистом, началось другое наставничество – наставничество над молодым коллегой.

У кого сложнее быть наставником: у детей или у взрослых?

Лично я не вижу принципиальной разницы. С детьми, особенно творческими, важно выстроить общение в форме сотрудничества, завоевать их доверие. Более того, они должны быть уверены, что учитель – настоящий профессионал, так как все дети считают себя гениальными, и учитель должен им соответствовать. Только при наличии этих факторов возможно успешное обучение. Взрослый человек имеет свое видение жизни, эстетики, отношение к культуре и искусству, поэтому его представления могут не совпадать с мнением наставника. В этом случае необходимо вести с ним диалог, идти на компромисс, самосовершенствоваться, а иногда и пересматривать свои взгляды, но и для своих молодых коллег ты должен всегда быть лучшим.

В вашей общественной деятельности есть место наставничеству?

Безусловно, и не имеет значения, сколько тебе лет, если ты начинаешь заниматься каким-то новым для себя направлением. Только между взрослыми людьми нет наставничества как такового в классическом понимании, оно существует в форме обмена мнениями, советами.

Нужно ли проводить конкурсы между наставниками?

Почему бы и нет! Сегодня тема наставничества по большей части обсуждается на форумах, конференциях, публикуется на специальных ресурсах, которыми интересуются исключительно люди, напрямую связанные с этой деятельностью. Подобные конкурсы расширяют аудиторию, делают эту информацию публичной, а также являются своего рода признанием того, что наставничество – важный этап становления молодых специалистов.

Лучшие наставники Коми живут в Вуктыле, Инте и Усинске

Фото пресс-службы администрации Воркуты, иллюстрация предоставлена пресс-службой главы Коми

Реклама
Реклама

Комментарии

Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама

Календарь

«Январь 2022»
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

503 Service Unavailable

No server is available to handle this request.

Реклама