Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Понедельник, 9 декабря, 2019, 13:26 6080 2

Все дети считают себя гениальными, и учитель должен им соответствовать – финалист конкурса «Наставник года» в Коми

Сергей Гагаузов рассказал о результатах своей деятельности и методах работы с молодыми коллегами.

Один из финалистов конкурса «Наставник года» в Коми (в номинации «Наставник – ветеран отрасли») Сергей Гагаузов дал интервью пресс-службе администрации Воркуты. 

За 27 лет работы в детской художественной школе Воркуты С.Гагаузов удостоился государственных наград «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» и «Заслуженный работник Республики Коми», награжден медалью министерства культуры, туризма и архивного дела Коми «за высокие достижения в культуре».

Работы его учеников представлены в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Российском Фонде Культуры, в музеях и галереях искусств Германии, Франции, США, Македонии, Словакии и Японии.

Своим наставником вы считаете мэра Воркуты Игоря Шпектора, не так ли?

Наше общение я бы назвал социально-жизненным наставничеством, которое, в свою очередь, помогло мне в профессиональном наставничестве. Игорь Леонидович всегда говорил: «Хочешь что-то получить от этого города, сначала сам сделай что-нибудь для него». Он считал, что просто ходить на работу, задерживаться и даже работать в выходные – ровным счетом ничего не значит. И если я работаю в художественной школе – первой художественной школе, построенной в СССР за Полярным кругом – то о ней должен знать весь мир. В 1997 году он дал мне шутливое поручение – каждый год о Воркуте должны узнавать не менее пяти новых стран. И даже понимая, что поручение несерьезное, его слова меня глубоко задели.

Выполнить поставленную мне задачу можно было только благодаря активной творческой деятельности моих учеников и преподавателей школы, их участию в международных конкурсах изобразительного искусства, которых в те годы проводилось мало и попасть на них было довольно сложно. Кроме того, необходимо было представить работы соответствующего профессионального уровня. Впрочем, у нас получалось заявить о себе и даже получать индивидуальные приглашения на участие в конкурсах от отдельных стран. Ярким примером может послужить участие учеников школы в международной выставке талантливых детей из трех стран: Аргентины, Кубы и Воркуты, которая проходила в Берлине. Именно так и было написано на афише выставки, наш город приравняли к целой стране, что стало предметом гордости за любимый город и его талантливых детей. В итоге на сегодняшний день благодаря таланту юных воркутинских художников, о Воркуте и нашей художественной школе знают в 75-ти странах мира.

Что вы лично вкладываете в понятие «наставничество»?

Я считаю, что наставничество в современном обществе стало более емким понятием, чем в советские времена. Тогда наставники, как правило, опытные специалисты заводов и фабрик, в совершенстве владеющие своей профессией, обучали молодых рабочих, которые уже получили профессиональное образование, но не имели производственной практики. Сегодня наставничество активно развивается во всех отраслях жизнедеятельности и имеет несколько форм: менторство, коучинг, тьюторство. А в идеале включает в себя все эти формы. По итогу наставничества новый специалист должен не только перенять профессиональный опыт, влиться в коллектив, но и войти в состав кадрового резерва. Таким образом, мы стратегически планируем будущее наставляемого и совместно решаем поставленные задачи. Кроме того, важно дать ему возможность активно применять свои знания на практике, а также спрогнозировать получение новых навыков в этой области, чтобы впоследствии он сам мог стать чьим-то наставником.

Какие проблемы сегодня возникают у современного наставничества?

Мне уже не раз приходилось сталкиваться с такими ситуациями, когда наставник, скажем так, очень выборочно передает свои знания и опыт из-за боязни конкуренции. Особенно это распространено в сфере культуры. Считаю, что такой подход к наставничеству недопустим, иначе нет смысла заниматься этой деятельностью, ведь между наставником и его подопечным должно быть стратегическое партнерство. Наставничество можно сравнить с работой тренера, который старается сделать из спортсмена чемпиона и не важно, стал он сам в свое время таковым или нет. Помимо этого еще одна проблема современного наставничества – время, ведь его сегодня всем катастрофически не хватает. Человек, который берет на себя ответственность за молодого специалиста, должен понимать, что это процесс на не месяц-два, а в некоторых сферах на годы.

С чего началось ваше наставничество?

По роду деятельности, конечно, с занятий с детьми. Для них я выступал в роли ментора, основная задача которого – передать знания ученикам, сделать их конкурентоспособными, простимулировать к дальнейшему получению профессионального образования. Наставничество в плане подготовки молодых специалистов началось в то время, когда Воркуту стали массово покидать люди, и образовался вакуум среди профессионалов. В тот момент я стал задумываться, почему дети после окончания высших учебных заведений не возвращаются в наш город. Как выяснилось, доступное для приобретения жилье и финансы – не главное. Они не видели своей востребованности и перспектив, что для молодых людей на этапе становления крайне важно. Вот тогда я и поставил перед собой задачу не просто дать знания ученикам, но и сделать все возможное, чтобы они хотели вернуться в Воркуту для продолжения профессиональной деятельности. Признаюсь, не верил, что мне удастся это, но в итоге все получилось. И когда одна из моих учениц приехала в город уже дипломированным специалистом, началось другое наставничество – наставничество над молодым коллегой.

У кого сложнее быть наставником: у детей или у взрослых?

Лично я не вижу принципиальной разницы. С детьми, особенно творческими, важно выстроить общение в форме сотрудничества, завоевать их доверие. Более того, они должны быть уверены, что учитель – настоящий профессионал, так как все дети считают себя гениальными, и учитель должен им соответствовать. Только при наличии этих факторов возможно успешное обучение. Взрослый человек имеет свое видение жизни, эстетики, отношение к культуре и искусству, поэтому его представления могут не совпадать с мнением наставника. В этом случае необходимо вести с ним диалог, идти на компромисс, самосовершенствоваться, а иногда и пересматривать свои взгляды, но и для своих молодых коллег ты должен всегда быть лучшим.

В вашей общественной деятельности есть место наставничеству?

Безусловно, и не имеет значения, сколько тебе лет, если ты начинаешь заниматься каким-то новым для себя направлением. Только между взрослыми людьми нет наставничества как такового в классическом понимании, оно существует в форме обмена мнениями, советами.

Нужно ли проводить конкурсы между наставниками?

Почему бы и нет! Сегодня тема наставничества по большей части обсуждается на форумах, конференциях, публикуется на специальных ресурсах, которыми интересуются исключительно люди, напрямую связанные с этой деятельностью. Подобные конкурсы расширяют аудиторию, делают эту информацию публичной, а также являются своего рода признанием того, что наставничество – важный этап становления молодых специалистов.

Лучшие наставники Коми живут в Вуктыле, Инте и Усинске

Фото пресс-службы администрации Воркуты, иллюстрация предоставлена пресс-службой главы Коми

Реклама
Реклама

Комментарии

Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама

Календарь

«Октябрь 2020»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Реклама


Реклама