Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Понедельник, 20 июля, 2015, 12:13 2284 1

Российские производители продуктов начали экономить на сырье и упаковке

У них из-за снижения покупательной способности уже 12 месяцев падает выручка и растет себестоимость.

За первую половину 2015 года реальная начисленная зарплата россиян сократилась на 8,5 процента, следует из опубликованного на прошлой неделе доклада Росстата. А стоимость минимального месячного набора продуктов питания в среднем по России на конец июня 2015 года стала на 14,3 процента больше, чем в начале года, пишут «Ведомости». «Уже точно можно сказать, что люди начали экономить на еде», – констатировал гендиректор одного из крупнейших производителей и импортеров макарон «СИ групп» Андрей Гуров.

У производителей продуктов питания из-за снижения покупательной способности уже 12 месяцев падает выручка и растет себестоимость. В ответ производители стали предлагать новые товары из более дешевых ингредиентов, отмечено в июньском исследовании PwC «Экономический спад в России».

Человек, близкий к «Руспродсоюзу», привел некоторые замеченные им способы экономии на рецептах и упаковке. Ряд производителей чая переходят на более дешевое сырье и уменьшают вес чайного пакетика. Некоторые производители шоколадных изделий заменяют «какао тертый» на «какао-порошок» – более дешевый субпродукт, а вместо масла какао используют эквиваленты жиров, например рапсовое или пальмовое масло. В кабачковую икру стали добавлять муку и другие наполнители, а в томатной пасте в качестве загустителя снова стали использовать крахмал, перечислил собеседник «Ведомостей». Падает спрос на дорогие макароны и растет на самые дешевые – из хлебопекарной муки. Поэтому многие производители стали использовать именно такую муку для производства продукции по заказу розничных сетей – ведь для товаров под собственной маркой сетей очень важно быть самыми дешевыми в своей категории, говорит менеджер одной из бакалейных компаний. Продукция под собственной торговой маркой подвергается особенно жесткому контролю, возражает представитель розничной сети «Дикси».

Подмена понятий

Если состав продукта соответствует российским требованиям и указан на упаковке, никаких вопросов к производителю нет, объясняет «Ведомостям» чиновник Роспотребнадзора. За прошедший год многие производители, как российские, так и зарубежные, пренебрегли этими правилами. Они выдают дешевый продукт за более дорогой. Рынок заполнил продуктовый фальсификат, сокрушается чиновник.

По итогам 2014 года Роспотребнадзор отметил резкий рост количества забракованных во время проверок продуктов сразу в нескольких категориях. Больше всего – в 24 раза – увеличился объем некачественной импортной кондитерской продукции, импортных ягод – в 13 раз, импортной рыбы – почти в 6,5 раза, указало ведомство в докладе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Инспектора забраковали почти в 4 раза больше импортной молочной продукции и в 3 раза – заграничных овощей и фруктов. Проблем с отечественной продукцией тоже стало больше: в разы выросло количество забракованных кондитерских изделий, рыбной и мясной продукции.

Овощи и ягоды отчасти пострадали по политическим мотивам, следует из слов чиновника Роспотребнадзора: после введения в августе прошлого года эмбарго на поставку овощей из Европы и США товары из этих стран пытались выдать за продукцию другого происхождения, и они браковались именно по этим причинам.

А вот к импортным и отечественным сладостям, рыбе, молоку и колбасам очень часто возникали претензии по качеству. Есть и хорошая новость, продолжает чиновник: за последнее время в России стало меньше испорченных или опасных для здоровья продуктов. Плохая новость в том, что резко увеличилось число продуктов фальсифицированных: они не отвечают ГОСТам и техническим регламентам, указанный на их упаковке состав не соответствует содержанию. В этом году ситуация не улучшилась.

Судя по данным Роспотребнадзора, признаниям отраслевых объединений и самих производителей, больше всего несоответствий в кондитерских изделиях, рыбе и молоке. Масштаб проблемы с качеством двух последних продуктов Роспотребнадзор оценивает довольно точно: с июля 2014 года ведомство проводило внеплановые проверки молочной и рыбной продукции по поручению правительства. По их итогам оказалось, что в 27 процентах мороженых рыбы, рыбных и морепродуктов либо превышено содержание ледяной глазури, либо используется в составе более дешевый продукт. А в 20 процентах проверенного сливочного масла, 13 процентах творога и 10 процентах сыра животные жиры заменены растительными, и по справедливости эти продукты должны называться спредом, творожным и сырным продуктом.

Кто снял сливки

В том, что на первом месте по доле фальсификата оказалось сливочное масло, нет ничего удивительного. Чем выше содержание жиров в продукте, тем выгоднее заменить животные жиры растительными, объяснил предправления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. Импортозамещение на рынке молочных продуктов привело к серьезному ухудшению их качества, признал он. Самой серьезной проблемой стал экспорт молокосодержащих продуктов с Украины и из Белоруссии, которые в России упаковывались и продавались под видом сыра, сливочного масла.В этом году экспорт молочных продуктов с Украины запрещен, но, несмотря на это, ситуация с фальсификатом не улучшилась: импортная продукция продолжает поступать в Россию под видом транзита в Казахстан и другие соседние с Россией республики. Занимаются фальсификацией и российские производители.

Пальмовое масло сейчас добавляют везде – в сыр, йогурт, творог – и часто замалчивают этот факт, отметил президент группы компаний «Эконива» Штефан Дюрр. «Пальма» дешевле животного жира, мы с ней конкурировать не можем. Никакие субсидии государства не помогут. Я не устану об этом повторять: любая поддержка будет пустой, если не будет борьбы с фальсификатом», – настаивает Дюрр.

Чаще всего фальсификациями занимаются небольшие региональные предприятия и дистрибуторы. Последние закупают молокосодержащие продукты и в процессе упаковки «превращают» их в молочные продукты, считает Даниленко.

Действительно, из информации на сайте Роспотребнадзора следует, что чаще всего фальсификатом оказывается продукция малоизвестных компаний, а иногда место производства вообще не удается установить. Например, управление ведомства по Волгоградской области обнаружило сливочное масло «Крестьянское», в котором сливочные жиры были замещены растительными. По документам продукт был изготовлен ООО «Молочная ферма» на Нелидовском маслосырозаводе. Но при разбирательстве оказалось, что компания еще четыре года назад объявила о прекращении производства этой продукции. Поэтому Роспотребнадзор выпустил предупреждение о незаконном обороте такого масла.

Глазурь и порошок

В конце 2014 года в целом по России четверть проверенных Роспотребнадзором проб мороженой рыбы и рыбной продукции оказывалась забракованной из-за нарушений правил маркировки – в первую очередь недостоверной информации о содержании ледяной глазури, а еще примерно 3 процента – фальсифицировано, следует из информации на сайте ведомства. Количество нарушений по доле глазури выросло именно в 2014 году и продолжает расти: сейчас в некоторых регионах при проверках из-за этого бракуется до 80 процентов проб, рассказал чиновник Роспотребнадзора. Масса глазури может составлять в весе продукта до 60 процентов при гигиеническом нормативе не более 5 процентов.

Среди компаний, в продукции которых Роспотребнадзор нашел слишком много глазури, мелькают и крупные – калужская «Полар сифуд раша» и калининградская «Вичунай», а также московский магазин «Рыбная мануфактура № 1». Юрист «Полара» обещал позже прокомментировать ситуацию, с представителем «Вичуная» связаться не удалось, но сотрудники двух этих компаний считают, что речь скорее всего шла о подделках их продукции. Сотрудник «Рыбной мануфактуры» сообщил, что по документам у поставщика рыбы все было в порядке. Но, судя по сообщению на сайте московского управления Роспотребнадзора, оспорить претензии компании не удалось.

«Нет оснований не доверять данным Роспотребнадзора», – сказалруководитель Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов. «Безусловно, на фоне снижения уровня доходов и роста себестоимости продукции по всей цепочке некоторые недобросовестные бизнесмены пытаются продавать воду», – продолжает он. Ситуация связана с падением спроса на рыбу из-за роста цен на нее в 2–5 раз, объяснил руководитель Информационного агентства по рыболовству Александр Савельев. По словам В.Балашова, в основном грешат с лишней глазурью импортеры рыбы из Китая и стран Юго-Востока.

Другой массовый прием обмана потребителя – подмена видов белой рыбы. В белом бруске замороженной рыбы только специалисты и жители приморских городов смогут отличить более дорогую треску от дешевой пикши. Из-за запрета на ввоз норвежской семги в продаже стали появляться и подделки под эту рыбу – под видом филе семги стали продавать горбушу. Разница в цене при подмене может достигать 10 раз.

Распространенный способ обмана покупателя еще и в том, что замороженную рыбы часто выдают за охлажденную. Охлажденная рыба во всем мире считается премиальной и стоит в среднем на 30 процентов дороже замороженной. Практически всю продаваемую рыбу, за исключением карпов и карасей, невозможно доставить в Россию охлажденной.

«Трудятся» над снижением себестоимости и производители кондитерских изделий. Некоторые скрывают информацию об использовании какао-порошка и растительных масел, отметил чиновник Роспотребнадзора.

В верхнем и премиальном ценовых сегментах качество шоколада не вызывает сомнений и состав соответствует маркировке, уверен президент кондитерской фабрики «Победа» Виталий Муравьев. Но если цена брендового шоколада ниже 90–100 рублей для стограммовой плитки горького шоколада с высоким содержанием какао и 70–80 рублей для такой же плитки молочного и темного шоколада и это не акция или распродажа, то покупателю стоит задуматься.

Мясокомбинаты иногда вводят покупателей в заблуждение, называя полусухие колбасы более дорогими сырокопчеными: по ГОСТу производитель при использовании микроорганизмов, ускоряющих процесс созревания колбасы, обязан на маркировке указывать слово «полусухая», чего многие не делают. А кое-кто добавляет в колбасные изделия гелеобразующие элементы (каррагинаны и воду), которые увеличивают вес готовой продукции.

Фото с сайта pixabay.com

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Апрель 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Реклама