Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Четверг, 24 декабря, 2015, 11:15 89238 8

Начало: балерина – о главном оружии, истертых пальцах и иностранной публике

«КомиОнлайн» возобновляет цикл интервью с представителями различных профессий, в которых мы спрашиваем героев обо всем первом, что с ними случилось на работе. Балерина республиканского театра оперы и балета Кристина Муравьева рассказала, почему сомневалась в выборе профессии, и опровергла мнение о том, что все танцовщицы глупые.

Когда ты поняла, что хочешь стать балериной?

На самом деле до школы танцев как такового желания стать балериной у меня не было. Во-первых, в школу меня привели родители. Мне было шесть лет, и я не понимала, надо ли мне это. Кроме того, желание напрочь еще в детстве отбили педагоги, которые говорили, что в нашем театре маленькие зарплаты (на тот момент - тысячи две рублей), а значит, балерина должна быть готова, что ей предстоит танцевать только ради интереса. Я тогда подумала: «Зачем мне такая зарплата? Я же должна стремиться к большему». Еще меня несколько смущал фактор здоровья, я переживала - вдруг травма.

Ближе к окончанию каждого года обучения мы проходили анкетирование, одним из вопросов которого было: «Хотели бы вы стать балериной?» Я задумывалась, но реальность и желание получать нормальную оплату труда возвращали меня на землю, и я всегда писала «нет».

Каким было твое первое впечатление от школы?

Мы пришли в школу на прослушивание с опозданием, примерно 3 сентября. Мама предупредила, что учительница очень строгая. И действительно: вошли в здание и услышали крики педагога. Но меня это не испугало. Как выяснилось, правильно, - она была хоть и строгая, но справедливая. Наша педагог дала нам жесткое воспитание и стала всем второй мамой.

Прослушивание, за ним учеба, занятия, выступления - и так восемь лет. О школе остались только теплые воспоминания, потому что был хороший коллектив. Конкуренции в плохих ее проявлениях не было – преподаватель распределяла роли так, что каждая из девочек думала над своей. До слез и выяснений отношений не доходило.

Расскажи про свой первый и главный урок, который ты получила в балетном классе.

Это происходило каждый день - закалка характера. Если что-то не получается, то не сдаешься, а постоянно повторяешь одно движение, делаешь его, плачешь. Так вырабатывается характер, который проявляется не только в творчестве, но и в жизни.

К тому же то, что весь день был распланирован (из общеобразовательной школы нужно было бежать в школу танцевальную, находить силы после на домашнее задание), все это научило меня по максимуму заполнять свое расписание. Теперь я не могу сидеть без дела.

Помнишь, как тебе впервые захотелось бросить школу?

Вообще, я бросала три раза. Все из-за возникавших трудностей: уставала ложиться поздно, не гулять, когда все одноклассники на улице. Но поочередно то преподаватель, то мама уговаривали вернуться. Только их стараниями я и закончила. И не жалею. Ни капельки. По-хорошему, обучение нужно было продолжать, но я в училище не пошла.

Как же ты осталась в балете?

Еще со школы нас приглашали танцевать в театр, пощупать настоящую сцену, выйти к зрителю, заплатившему за билет. В первый раз нас позвали, когда мне было лет 12. Было страшно – кругом взрослые тети, нужно быстро запоминать движения. Но за пару месяцев мы влились и в ритм, и в коллектив.

Потом главный балетмейстер пригласил нас поработать в театре. Ради удовольствия. И до 16 лет мы ходили туда танцевать бесплатно. Нам это было только за радость: мы привыкли, что если нам дают возможность выступать на сцене, то это уже маленькая победа. Какая зарплата? Да что вы, не надо. А потом нас взяли официально.

Какой была твоя первая работа в театре?

Плохо вспоминается. Все перемешалось. Я приблизительно помню, по-моему, это был балет «Жизель». Мы танцевали массовую роль во втором акте. Для нас это была огромная честь и столь же огромная ответственность. Был приглушенный свет, и сложно было держать равновесие, а надо было балансировать на одной ножке. Помню, очень расстроилась, потому что что-то не так сделала - как я могла что-то запороть на одной сцене с профессионалами.

Ты помнишь свой первый сценический костюм?

Лет в шесть-семь мы танцевали танец гномиков – вот мой первый костюм. Но любая маленькая балерина мечтает о балетной пачке. У меня была желтенькая, прямо по мне. Я, когда она у меня только появилась, ее домой принесла и целую фотосессию устроила.

В костюм балерины входят балетные трико (их выдает театр), балетная пачка (трусики, юбочка и лиф сшиты вместе). Важно, чтобы костюм был сшит по тебе, чтобы ничего не отвлекало во время танца. Не менее важно, чтобы были чистыми пуанты. Это непросто, так как одни и те же мы надеваем и на репетиции, и на выступления - чтобы сидели по ножке. Чтобы они хорошо выглядели, либо стираем их в машинке (те, что с пластиковым носиком), либо затираем зубным порошком или мелом (те, что с гипсовым носиком).

Твоя первая примета.

Если волнуюсь перед выступлением, не перед премьерным, если по спине бегают мурашки, как перед экзаменами, то что-то пойдет не так. Поэтому стараюсь успокаивать себя.

Когда ты впервые ощутила конкуренцию?

В театре, но она у нас очень здоровая. Главный балетмейстер приехал из Улан-Удэ и оттуда привез девочек. Теперь каждый старается доказать, на что способен. Интриг никаких нет – ни стекла в пуанты, ни разрезанных костюмов. У нас вообще очень хорошая дисциплина. Никто не позволяет себе выйти посреди репетиции, психануть. Многие приглашенные балетмейстеры отмечали, что у нас очень сдержанный коллектив.

Когда ты впервые столкнулась со стереотипом, что все балерины – глупышки?

Многие люди утверждают, что балеринам не нужны мозги. Я привожу в пример ситуацию: приезжает в Сыктывкар педагог, у него есть неделя, за которую нужно поставить целый балет. То есть целиком всю пьесу нужно выучить за три дня, а потом оттачивать движения и вносить корректировки. Думаю, для того, чтобы работать с такой скоростью, нужно быть достаточно сообразительным человеком. Вот так штурмом мы берем балеты.

К тому же мы разучиваем танец не бездумно. Мы читаем материалы о спектакле, смотрим записи с выступлениями других артистов, размышляем, о чем этот танец, как правильно сделать то или иное движение не только технически, но и как сделать так, чтобы зрителю была ясна каждая эмоция.

Каждая балерина – актриса. Без знания актерского мастерства одними движениями, без слов, не передать образ. Да и просто двигаться неинтересно, а балерина должна заинтересовать зрителя. Даже если у нее самая маленькая роль на втором плане - каждое действующее лицо значимо для составления полной картины.

Какой была твоя первая крупная роль?

Если говорить о школьных временах, нам всем старались давать хорошие роли, массовые номера давали редко. Мы хорошо работали над ними, постоянно репетировали. Первая крупная роль – подруги Жизель – для меня была очень ответственная.

Твое первое разочарование?

Помню, что мне не нравилось выходить в опереттах (мы должны танцевать в них на подтанцовке). На репетиции отводилось буквально один-два дня. Не выучил - твои проблемы. Удовольствия, удовлетворения и вдохновения никакого. Так мне не нравилось это, что едва ли не послужило причиной для увольнения.

Какой была твоя первая травма?

Ноги, истертые в кровь, – это нормально для балерины. От этого никуда не деться. Сжав кулачки, продолжаешь танцевать. Главное оружие балерины – ножницы и лейкопластырь. Чтобы минимизировать потери, заранее каждый пальчик отдельно обматывается пластырем. Особенно, если это новые пуанты. К премьере зачастую ноги балерин самые «убитые» - день за днем репетиции. Бывают и травмы посерьезнее. Растянутые связки стоп или в паху, например. Но со мной ничего такого не происходило. Самое распространенное профзаболевание – боль в коленях. Многие девочки, даже ученицы, перебинтовывают коленки эластичным бинтом.

Помнишь свой первый успех?

Личные победы, они происходят постоянно. Когда появляется новое движение, и оно не получается, ты повторяешь его снова и снова, через слезы, через «не хочу», а спустя неделю или месяц понимаешь, что ты уже работаешь над другим движением. И так деталь за деталью, достигаешь новых высот. В этих маленьких победах над собой и заключается личный профессиональный успех.

Какими были твои первые гастроли?

Первые серьезные гастроли были, когда мы на два с половиной месяца поехали в Великобританию. Это было грандиозно. Я поняла, как здорово, что я не бросила балет. В таких поездках мне нравится, что я совмещаю работу и вдохновение от путешествия, нового театра, зрителя, обстановки. Вдохновение – первое, за чем я еду.

Перед гастролями мы думали, что все переругаемся и будем благодарить бога, что все закончилось, но в итоге наоборот - коллектив поддерживал, помогал переживать все сложности переездов и выступлений на незнакомой сцене. Условия всякий раз разные: шикарные, когда всего по двое в одной гримерке, или непростые, когда одна комнатка на всех, а мальчиков и девочек разделяет одна перегородка. Сцены маленькие, большие, покатые, не предназначенные для балета. Но профессиональные артисты должны уметь работать в любых условиях.

Кстати, публика за рубежом отличается от нашей. Если наши зрители аплодируют бурно на любой всплеск, то британцы сидят и словно не понимают, что им показывают. Не понятно, то ли нравимся мы им, то ли нет. Но к концу первого акта они заряжаются и, наконец, начинают хлопать. А в конце, если мы заслужили, топают ножками (там не принято кричать «браво»). За рубежом вообще более сдержанный зритель. Цветы дарить тоже не принято.

Беседовала Елена Кабакова

Начало: торговый представитель - о первых слезах на работе и первом большом куше

Начало: танцовщица стриптиза - о первом предложении заняться сексом и первых синяках

Начало: районный фельдшер скорой - о первом нападении и первой взятке

Начало: сыктывкарский участковый - о первом рабочем дне и первом разочаровании


Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Март 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Реклама