Хорошие дороги, новые автобусы, автомотрисы – ничего нового не придумали.
В Коми 12 апреля был утвержден комплексный план транспортного обслуживания населения до 2030 года. Как заявила пресс-служба главы республики, цель плана – повысить качество и эффективность транспортного обслуживания жителей региона в части пригородных автобусных и железнодорожных перевозок. Еще одна цель - повышение инвестиционной привлекательности пригородных перевозок за счет создания долгосрочных прозрачных и предсказуемых условий развития комплекса. «КомиОнлайн» прочитал документ и не нашел в нем почти ничего нового.
В начале плана говорится о существующем положении дел, при этом перечисляются уже устаревшие данные. Например, в расчет берется численность населения республики на начало 2015 года (причем в паре мест неверная), хотя уже есть сведения на начало 2016 года (856,8 тысячи человек). В столице Коми, полагают авторы, проживает 242,7 тысячи человек, хотя по последним данным – 259,4 тысячи. Также и по некоторым другим городам – разработчики опираются на неверную численность населения.
Количество пассажиров - один из самых важных показателей. Сколько их будет через 14 лет, предугадать сложно. Да и сами эксперты теряются. Сначала авторы плана просчитали, что к 2030 году численность жителей региона сократится на 41,3 тысячи человек и составит 819 тысяч. Через несколько страниц встречается другой прогноз – численность населения к 2026-2030 годам сократится до 764,9 тысячи человек, а доля городского населения увеличится до 78,2 процента. Затем следует новый прогноз, учитывающий уменьшение числа женщин и коэффициента рождаемости: к 2030 году в республике останется 751,1 тысячи человек. Четвертый прогноз предполагает уменьшение численности до 650,5 тысячи человек.
Устаревшие данные используются повсеместно. Например, говорится, что в 2014 году пригородными маршрутами воспользовались 8,68 миллиона пассажиров, причем 93 процента из них перемещались на автомобильном транспорте. Данных за 2015 год в плане нет.
В документе есть много экономических показателей – от валового регионального продукта до размера реальной зарплаты. Описываются проблемы в сфере ЖКХ, упоминаются крупные проекты в области жилищного строительства, перечисляются развитые и приоритетные отрасли промышленности.
При анализе существующей ситуации авторы учитывали, что для республики характерна ограниченная транспортная доступность, низкая плотность автомобильных и железных дорог, высокая стоимость строительства новых магистралей, отсутствие регулярного транспортного сообщения между населенными пунктами. Коми – это обширная территория, суровые климатические условия, большой процент лесных зон, вечная мерзлота, малоосвоенность значительной площади территории, широко разветвленная сеть водных путей.
Эксплуатационная длина железной дороги по территории Коми – 1,7 тысячи километров. Протяженность автодорог общего пользования составляет 5,1 тысячи километров, из них 1,8 тысячи километров имеют гравийное и грунтовое покрытие. Состояние автодорог в целом неудовлетворительное. Протяженность внутренних водных путей – 4,1 тысячи километров (период навигации – 136 дней).
Сейчас в Коми курсирует девять пар пригородных поездов по семи маршрутам: Инта-1 – Ошпер, Печора – Инта-1, Печора – Ираель, Печора – Кожва-1, Микунь – Мадмас, Сосногорск – Ираель, Сосногорск - Троицко-Печорск. Такая схема действует последние четыре года. В 2015 году из бюджета Коми на компенсацию потерь ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» было направлено 107,3 миллиона рублей, в 2016-м хотят направить 100 миллионов.
Действует 16 пригородных и 22 междугородних маршрута. Общий пассажиропоток общественного транспорта в 2014 году по всем маршрутам составил 64,7 миллиона пассажиров, данных за 2015 год в документе нет.
Водным транспортом ежегодно перевозится примерно 529,4 тысячи пассажиров.
На основе различных факторов и динамики социально-экономического развития разработчики нашли несколько негативных факторов развития пригородных перевозок: низкая плотность населения, удаленность населенных пунктов, повышение уровня автомобилизации и с одновременным снижением спроса на услуги пригородного транспорта, нехватка бюджетных средств на финансирование перевозок, низкая инвестиционная привлекательность пригородных перевозок, большое количество нелегальных и серых межмуниципальных автобусных перевозок.
Среди положительных моментов – общее повышение благосостояния населения за счет эволюционного роста экономики, увеличение доли людей, постоянно проживающих за городом и на дачах, развитие системы бюджетного субсидирования перевозок, возможность использования автомотрис. В качестве позитивного условия называется строительство дороги Сыктывкар – Нарьян-Мар: это позволит расширить реестр автобусных маршрутов.
Один из главных выводов экспертов – количество пассажиров пригородного транспорта постепенно будет снижаться. К 2030 году сокращение составит 139,2 тысячи пассажиров (2,6 процента). Уменьшение ожидается в связи со снижением пассажиропотока на железнодорожном транспорте (за 15 лет сократится на 15 процентов). Количество тех, кто пользуется пригородными автобусами, останется почти неизменной и составит 5 миллионов пассажиров в год.
Именно поэтому обеспечивать эффективность пригородного сообщения в республике хотят за счет сохранения льготного коэффициента в 0,01 к тарифам на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта, финансовой поддержки из федерального бюджета на возмещение выпадающих доходов перевозчиков, оптимизации объемов транспортной работы в пригородном пассажирском комплексе (что под этим подразумевается, неизвестно), совершенствованием взаимодействия между регионами, компаниями-перевозчиками и РЖД.
Среди конкретных направлений работы названы: модернизация транспортной инфраструктуры, обновление парка подвижного состава, оптимизация графиков движения, заключение долгосрочного договора с ОАО «СППК». Вместо поездов на пригородных маршрутах хотят использовать автомотрисы типа АМ-3П и самоходные составы типа СВг-10-2 вместимостью 50 и 170 мест. Об этом говорят с 2013 года.
Что касается автотранспорта, то тут собираются улучшить качества автомобильных дорог (хотя денег на это недостаточно), модернизировать инфраструктуру, расширить сеть автодорог, обновить автопарк. Перечень дорожных строек ничем не отличается от ранее утвержденных другими стратегическими документами (например, список есть в схеме территориального планирования до 2035 года).
В конце перечисляются положительные эффекты для населения: повышение доступности транспортных услуг, повышение доступности социальны объектов, мест учебы и работы, оптимизация расходов на транспорт и издержек, повышение экономической эффективности предприятий.
Фото с сайта firestock.ru
Комментарии