Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Суббота, 14 мая, 2016, 17:29 18684 1 12

Прогулка по Кочпону: история Свято-Казанского храма и жизнь Ольги Керенской в Усть-Сысольске

Единственный работавший в советское время храм и две знаменитости на одном огороде.

Очередная экскурсия проекта «Пешком по Усть-Сысольску» состоялась 14 мая и на этот раз она проходила по местечку Кочпон. Историческую прогулку для сыктывкарцев провели краевед и священнослужитель Николай Ивасишин и журналист Игорь Бобраков.

Свято-Казанский храм

«Храм был в одно время единственным в Коми, в котором можно было помолиться, совершить какие-то требы, креститься. Сейчас мы подошли к часовне, еще несколько лет назад здесь стоял просто крест. Он был поставлен в память тех новомучеников, пострадавших здесь за веру и свое Отечество.

Сейчас храм отреставрирован и соответствует тому виду, который был изначально. Но в советское время он выглядел совершенно иначе. Был другой купол, он был просто покрыт жестью. Колокольня была ниже. Восстановили храм к столетию.

С начала XVIII века в документах упоминается, что сначала здесь по просьбам местных жителей была построена часовня, потом пристроили алтарь (это означает, что это уже храм, где можно служить литургию). Храм освятили в честь Казанской иконы Божьей матери. Конечно, он был деревянный, периодически горел. Последний пожар был в 1901 году. Загорелся один из домов местных жителей. Было жаркое лето, знойный день и сильный ветер. Сгорела почти вся деревня [Кочпон был тогда отдельным населенным пунктом]. Священнослужители пытались сохранить храм, но при тех средствах пожаротушения, которые тогда были, это было невозможно. Храм тоже сгорел. Вынести удалось очень малую часть церковных принадлежностей. Но когда стали разбирать пепелище, обнаружили икону Казанской Божьей матери. Она была не тронута огнем.

Одно время многие СМИ писали, что в храме нашли клад [ориентировочно 1953 год]. Нашли его внутри купола, за обшивкой. Рабочий обнаружил сверток, в котором были буквально тысячи медальончиков и крестиков. Ценности он не представлял. Как он вообще появился? Вы знаете, что в советское время, чтобы креститься, надо было записать человека, внести в список. Сколько староста, уполномоченный по религии, получил крестиков, столько человек и должно было быть в списке. Крестившимся это сулило неприятности – на работе, по партийной линии. Люди хотели креститься, но не хотели, чтобы им это принесло неприятности. Скорее всего, кто-то (тот же староста или кто-то из священников, сейчас мы уже не знаем, кто именно) крестил человека, но никуда не записывал это и хранил крестики.

Храм никогда не осквернялся, но в 1939 году его официально закрыли и в дальнейшем использовали в качестве избы-читальни. Когда Сталин издал указ о том, что можно служить, а людям – молиться, в 1944 году храм возобновил свою работу. Первым священником после открытия был иеромонах Милетий, прослужил он десять лет. После него настоятелем стал молодой еще тогда священник Владимир Жохов. С его именем связанно множество событий, происходивших в жизни церкви. Его род ведется от Ивана Калиты. Он писал картины, иконы, был замечательным художником и проповедником. За отцом Владимиром неотступно следили власти, им не нравился столь деятельный и неподкупный настоятель. Его несколько раз лишали регистрации на право служить в церкви. Всячески пытались выжить неугодного им священника. В 1961 году отцу Владимиру отказали в регистрации, тем самым лишая его возможности служить. Всю последующую жизнь протоиерей Владимир Жохов прослужил в центральном соборе города Перми», - рассказал Н.Ивасишин.

Дом архитектора Холопова

«Этот дом связан с тремя очень знаменитыми людьми. Начну с архитектора Холопова. Первый вопрос, который напрашивается, - почему архитектор жил в таком невзрачном доме? Потому что строил его не он, а его отец – Викентий Холопов. Насколько мне известно, сын уговаривал его перестроить дом, но тот отказывался, а после его смерти была уже революция, было не до этого.

Александр Холопов родился в 1880 году. Отец его был довольно известным иконописцем. Он решил, что Александр из всех его шести сыновей лучше всего сможет продолжить его дело. Он стал учить сына, даже съездил с ним на Соловки, чтобы пройти, как сейчас бы сказали, курсы повышения квалификации. Но Александра больше увлекала живопись и архитектура, и он уехал в Москву, поступил в очень известное училище живописи, ваяния и зодчества. Поселился он в Москве у дворян по фамилии Новодворские. Там он влюбился в дочь-красавицу хозяев Веру Дмитриевну. Они поженились. Александру захотелось продолжить образование, они перебрались в Петербург, он поступил в Академию художеств. Учиться Холопову было сложно, потому что родилась дочь Ариадна: приходилось совмещать работу в разных мастерских, в том числе в знаменитой мастерской Мельцера. У Холопова появились заказы, жизнь налаживалась. Но тут грянула революция, 1917-й год. Востребованность была нулевая. Остался единственный выход – вместе с семьей вернуться в Усть-Сысольск.

Еще до окончания Гражданской войны у власти поменялось отношение к архитекторам – они стали очень нужны, ведь большевики хотели строить новый мир. Та же ситуация возникла и здесь. В 1921 году Холопов официально становится главным архитектором Усть-Сысолька. Начинает проектировать, работать. Самые интересные его проекты – это дворец спорта, дом искусств [все они не было воплощены в жизнь, так как не было денег]. Но он построил школу №13 [признана объектом культурного наследия, сейчас находится в руинированном состоянии после пожара] и школу в Выльгорте.

Потом он переехал в Петербург, попал в блокаду, заболел и умер. Через несколько месяцев ушла из жизни и Вера Дмитриевна.

Второе имя – Ольга Керенская, жена председателя временного правительства Керенского. После большевистского переворота Керенский покидает Петроград. А Ольга Львовна остается одна и  занимается тем, что набивает табаком сигареты, зарабатывает этим себе на жизнь. Времена были холодные и голодные, поэтому она перебирается в Усть-Сысольск. Есть две версии, почему именно сюда. Одна – Вера Дмитриевна [Холопова] и Ольга Львовна были очень близко знакомы. Другая – Холопов и Керенский были знакомы, и Керенский попросил приютить его семью. Керенская вместе с двумя своими сыновьями в мае 1918 года поселилась в одной из комнат дома Холопова, они работали на огороде, никакой политикой не занимались, у них была одна задача – выжить. Поначалу на них внимания не обращали. Только когда вышел первый номер газеты «Зырянская жизнь», в нем появилась заметка про Ольгу Керенскую. Что она, мол, живет в Усть-Сысольске и из-за нее на рынке высокие цены, потому что  она все скупает на рынке по очень высоким ценам, а торговцы из-за нее их поднимают. Ольга Львовна написала очень достойный ответ: в то время когда гибнет Россия, когда изнывают оставшиеся без помощи союзники, когда немцы готовы праздновать кровавый пир победы, для газеты «Зырянская жизнь» просто нет другого дела, как смотреть, ходит ли по рынку Ольга Керенская. Надо отдать должное газете, она это опубликовала.

Единственный, с кем Керенская конфликтовала, - бывший урядник по фамилии Холопов. Это просто однофамилец архитектора. Он был председателем кочпонского исполкома и пытался ее выжить. Наконец 20 августа 1918 года за ней пришли, чекисты ее арестовали. В архиве ФСБ хранится ее дело. Ольга Львовна решила, что это дело рук Холопова, но она ошиблась. Этот бывший урядник показал, что  она политикой не занимается и вреда никому не наносит. И ее  отпустили. А арестовали ее по заданию из Котласа.

Позднее пришел еще один приказ из Котласа – этапировать ее. Этапировал Керенскую драматург Виктор Савин, который тогда работал в ВЧК. Из Котласа ее перевезли в Петроград, там ей как-то удалось избежать репрессий. Жила она там очень бедно. Ей удалось достать фальшивый эстонский паспорт и уехать из России в Лондон.

Третье имя  - это Олег Керенский, сын Ольги Львовны. Он стал одним из самых известных в мире инженеров-мостостроителей. Одно из самых известных его сооружении – подвесной мост в Стамбул. И в Лондоне с 1985 года в честь него каждые два года проводят Керенские чтения. А этот человек полгода вот здесь, на кочпонском огороде, сажал картошку и  старался выжить», - рассказал И.Бобраков.

Расписание экскурсий проекта «Пешком по Усть-Сысольску» можно найти здесь.

Они продавали для родины: купеческие семьи Усть-Сысольска

Остановки памяти: тюрьмы и лагеря в Усть-Сысольске

Места, которых больше нет: экскурсия по разрушенным храмам Усть-Сысольска

Что рассказать гостям Сыктывкара: история Усть-Сысольска за один час

От погоста до города: 150 лет истории Сыктывкара

Реклама.
Реклама.

Комментарии

  • Попова Надежда НиколаевнаСреда, 29 января, 2020, 22:50

    Замечательная статья! Благодаря ей я узнал в каком храме и кто мог крестить меня, когда в 50-х годах бабушка привезла меня из Усть-Кулома покрестить.

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Ноябрь 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930


Реклама