Госсовет Коми выступает за изменение порядка финансирования дорожной деятельности регионов.
Депутаты Александр Макаренко, Иван Медведев и Дмитрий Шатохин подготовили обращение в Госдуму и правительство России, чтобы те внесли изменения в нормативные акты, регулирующие финансирование дорожной деятельности в субъектах страны. Цель обращения, которое рассмотрит Госсовет на заседании 9 июня, - получить больше денег на содержание, ремонт и строительство дорог.
В документе говорится, что специфика северных регионов - большая протяженность территорий, значительные расстояния между населенными пунктами, многие из которых не имеют автомобильного сообщения, недостаточная прочность дорожного покрытия, большой поток тяжелого транспорта. Занимая свыше 60 процентов территории страны, районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности имеют лишь 15 процентов от общей протяженности российских дорог.
По плотности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием Коми находится на последнем месте среди регионов Северо-Запада, занимает 70-е место среди российских субъектов по развитию транспортной инфраструктуры, 77-е место – по плотности дорожной сети с учетом фактической плотности населения.
Нехватка средств на проведение своевременного ремонта дорожного покрытия привела к высокой степени разрушения значительной части действующих дорог. Износ в регионах составляет от 45 до 90 и более процентов. В Коми 52 процента протяженности дорог общего пользования не соответствуют нормативным требованиям. Из-за недоремонтов надо восстановить 1230 километров дорог, на что потребуется 18,5 миллиарда рублей. А «идеальный ремонт» всех дорог в республике, по словам заместителя министра строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Эдуарда Слабикова, обойдется в 58 миллиардов рублей.
Именно поэтому депутаты Госсовета предлагают частично пересмотреть порядок выделения регионам средств на дорожную деятельность.
Во-первых, сейчас закон предусматривает плату в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам федерального значения машинами свыше 12 тонн, которая вносится владельцами транспортных средств. Речь идет о системе «Платон». При этом есть законопроект о введении налоговых льгот для организаций и физических лиц, которые владеют тяжеловозами. Предполагается, что выпадающие доходы регионам будут компенсироваться из средств, собранных по системе «Платон». Как это будет происходить, неизвестно - четкого понимания механизма распределения данной компенсации между субъектами страны нет. Скорее всего, одним из критериев будет протяженность федеральных дорог в том или ином регионе. В этом случае Коми проиграет, так как по территории республики проходит 300-километровя часть федеральной дороги «Вятка». В итоге депутаты предлагают полностью покрывать регионам выпадающие доходы.
Во-вторых, в мае изменилась пропорция распределения доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты. Если раньше в регионы уходило 100 процентов, то теперь – 88. При этом с момента создания региональных дорожных фондов объем поступлений от акцизов на нефтепродукты в них с 2012 по 2015 год снизился на 178,9 миллиарда рублей. За три года объем таких поступлений в бюджет Коми уменьшился с 2,3 миллиарда до 1,9 миллиарда, или на 17,4 процента. При этом, по расчетам Росавтодора, объем дополнительных поступлений в 2016 году от акцизов на нефтепродукты с учетом увеличения ставки акцизов с 1 апреля на 2 рубля составит около 70,4 миллиардоав рублей, для Коми – около 400 миллионов, что позволит довести объем поступлений акцизов на нефтепродукты до уровня 2012-2013 годов. Поэтому депутаты Госсовета предлагают вернуться к прежней пропорции – чтобы в региональные бюджеты зачислялись 100 процентов акцизов.
В-третьих, после апрельских изменений правил предоставления и распределения трансфертов сумма федеральных средств на приведения в нормативное состояние дорог, развития и увеличения их пропускной способности зависит от протяженности дорог в регионе, количества машин и объемов продаж бензина и дизтоплива. В Коми считают, что этот принцип ставит в неравное положение не только республику, но и ряд других удаленных регионов России: федеральная сеть автомобильных дорог представлена в Коми минимальной протяженностью, уровень автомобилизации населения и бизнеса и, соответственно, потребление нефтепродуктов лимитируется дефицитом дорожной сети. Следовательно, приведенные факторы создают условия, при которых объем трансферта для республики будет недостаточным для дорожной деятельности. Поэтому депутаты Госсовета предлагают ввести «поправочные коэффициенты», учитывающие совокупность транспортно-географических факторов и потенциала развития территории, а также специфику территорий (площадь, большие расстояния между населенными пунктами, значительное количество поселений, не имеющих выход к сети автодорог, малочисленность населения).
В-четвертых, по закону о концессионных соглашениях, регионы могут рассчитывать на федеральные деньги в том случае, если будет строится платная дорога. В Коми по концессии строятся участки дороги Сыктывкар – Нарьян-Мар, однако эта трасса не может быть платной, так как по другом закону у водителя всегда должна быть альтернативный бесплатный путь. Получается, что республика не может привлечь федеральные деньги на реализацию этого масштабного проекта. Поэтому депутаты Госсовета предлагают рассмотреть возможность оказания поддержки дорожных инвестпроектов при отсутствии возможности у субъектов России обеспечить альтернативный бесплатный проезд транспорта.
Фото Игоря Соколова
Комментарии