«КомиОнлайн» публикует расшифровку записи с экскурсии по местам интернет-славы региона.
Организаторы проекта «Пешком по Усть-Сысольску» 4 июня пригласили жителей города и гостей столицы прогуляться по памятным для интернет-пользователей событиями или скандалами местам. В роли гида выступил блогер и активист-общественник Павел Сафронов. Отправной точкой маршрута стал мемориал «Вечная слава».
«*** *** ***» (женщины термически обрабатывают рептилию)
Особенность памятников в Сыктывкаре в том, что жители с юмором придумывают им альтернативные названия. В каждом городе есть «Вечный огонь». Есть и у нас. Этому памятнику сыктывкарцы придумали название. Почему оно такое понятно: крокодил располагается к нам лицом, хвостом – к Дому печати. Над названием кто-то может посмеяться, кто-то может оскорбиться – примерно 50 на 50. Но оно есть в народе и ничего не поделаешь. Мне про это название рассказала моя учительница русского языка и литературы.
Ничего с альтернативным названием не происходило, пока интернет-журнал «7х7» не опубликовал материал, в котором это название упоминается. По заявлению бдительного местного жителя сначала издание оштрафовали на 200 тысяч рублей, а потом штраф этот отменили. Но по формальным причинам. Думаю, никакого морального переосознания не произошло, просто юристы сработали грамотно. Но и это удивительно.
Лично я считаю, что ничего страшного в этом названии нет, потому что, мне кажется, за нас воевали, чтобы мы могли о чем-то шутить, мечтать, а не ходить, полные пафоса, наполненные славой великих предков.
Стела на «кольце»
В октябре 2007 года в Сыктывкаре, по тогдашним меркам, состоялся огромный флешмоб - пришло около 150 человек. Люди перебежали дорогу к стеле, начали водить хороводы и всяческими странными телодвижениями вызывать Ктулху. Он не пришел, но было весело. Потом организатора [П.Сафронова] вызывали в отдел «Э».
Грибной переулок
Единственная причина, по которой Грибной переулок не находится в Книге рекордов Гиннеса, - чтобы подать заявку, нужно заплатить около 2000 евро. У нас столько не было.
Мы проводили субботники в Грибном переулке.
Указатель постоянно подвергается нападкам вандалов. Мы его реставрировали, пытались его укрепить, но не получается. От таблички осталась треть. Она была на коми, русском и английском языках. Видимо, какие-то коми националисты решили оставить надпись только на коми, а остальные оторвали.
Некоторые блогеры и журналисты решили продвигать Коми как грибное место, а идея создания Грибного переулка принадлежит бывшему замглавы Коми Алексею Чернову [сейчас он находится под следствием по «Делу Гайзера»]. Он шел домой, увидел, что здесь техническая щель, которая очень похожа на переулок, и поделился идеей с авторами бренда «Коми – грибное место». Все работы по установке указателя также делались на личные средства А.Чернова.
Почему переулок Грибной? А почему бы и нет.
Знак, рядом с которым все фотографируются
В Сыктывкаре стоял «Знак, рядом с которым все фотографируются» (по проекту студии Артемия Лебедева), высмеивающий любовь людей делать снимки рядом с достопримечательностями. На него деньги дал Павел Марущак [бывший руководитель управления информации главы Коми, также фигурант «Дела Гайзера»] и запретил об этом говорить. Так как он теперь в тюрьме [СИЗО Лефортово], можно сказать.
Потом знак снесли коммунальщики, когда убирали снег. Я написал заявление с просьбой знак на зиму убрать, а потом вернуть на место. Его убрали, но не вернули.
Сквер на Советской
Этот сквер был найден случайно, раньше здесь были кусты, один товарищ [П.Сафронов] нашел бордюры, организовал волонтеров, и сквер восстановили. Восстановление обошлось в 600 рублей, потраченных на покупку двух секаторов, один из которых сразу сломался.
Сначала мы сами сколотили скамейки, а через год администрация поставила здесь свои скамейки и урны. С последним было сложно, потому что скамейка кушать не просит, а чтобы поставить урну, нужно взять ее на баланс, найти ответственных за ее обслуживание. Урны поставили, но особо они не обслуживаются.
Сейчас в сквере нет ни посаженных активистами цветов, ни газона. Никто за сквером не следит, он снова начал зарастать дикой травой.
Этот сквер – один из примеров тактического урбанизма: увидели, откопали, поставили скамейки, пошли дальше.
Стефановская площадь
Как я говорил, у каждого памятника есть свое народное название. У этого – Ленин идет в поход [глыба за спиной изображения Ленина напоминает туристический рюкзак].
А история, связанная со Стефановской площадью, посвящена музыканту Савве Терентьеву, который сейчас в политэмиграции. Когда блогосфера еще зарождалась, он написал нелицеприятный комментарий в блоге журналиста Бориса Суранова, посвященный тогда еще «неверным» милиционерам, где призывал сжигать в печах, подобных печам Освенцима, нечестных представителей правоохранительного ведомства. Написал и написал - особо никто это не прочитал, кроме автора поста и еще человек 20, но милиция обиделась, завела уголовное дело, было долгое прецедентное судебное разбирательство и С.Терентьев был обвинен в разжигании ненависти и приговорен к двум годам условно, если не ошибаюсь.
Еще здесь, на площади, запрещены любые митинги и пикеты. Это креатив А.Чернова: он «пересадил» Конституционный суд в здание Госсовета Коми. Так как это теперь территория перед судом, а по закону, перед ними митинговать нельзя, главная площадь города закрыта для любых публичных акций. И регулярно правозащитники и активисты устраивают пикеты, их винтят и штрафуют, так же регулярно правозащитник Эрнест Мезак пишет в Европейский суд по правам человека. И я дума, лет через пять все это будет переделано.
Еще на Стефановской площади состоялся флешмоб «Прогулка заключенных». Толпа выстроилась на площади с руками за спиной и начала шагать по кругу. Охранник «желтого дома» [здание администрации главы Коми], который нервно курил, зашел внутрь и вызвал полицию, а мы свернули на Коммунистическую и пошли по ней в сторону вокзала, хотя планировалось, что мы здесь погуляем и уйдем, но всем понравилось. У гостиницы «Сыктывкар» нас начали останавливать омоновцы, интересующиеся, что это за акция. Кто-то скреативил и сказал, что это акция против наркотиков, и омоновцы нас отпустили.
Фото Елены Кабаковой
Комментарии