Пять плюсов и минусов этого пригородного поселка.
«КомиОнлайн» продолжает цикл публикаций, основанных на опросе местных жителей, о том, за что любят и не любят ту или иную часть Сыктывкара. В прошлый раз мы говорили об Эжве и Орбите. Этот материал посвящен поселку городского типа Седкыркещ, минусы которого, как ни парадоксально, одновременно являются и плюсами - это отмечают почти все молодые жители населенного пункта.
За что любим
Прокаченный
Седкыркещ находится в черте города, и что ни говори, жизнь здесь цивилизованная. Необходимый минимум инфраструктуры присутствует. Есть клуб, бар, который сменил уже не одно название, например, «Куба» и «Бумеранг», аптека, больница в кирпичном коттедже, школа, два детских садика, частично благоустроенные дома с частными банями, общая баня. В интернет выходят либо через мобильную связь, либо через оптоволокно. Прилично ловят два мобильных оператора из четырех.
В поселке работают четыре крупных магазина и три ларька, но люди стараются закупаться в городских «Магнитах» - краснодарский гигант не рискнул здесь открыться. На выходные сюда часто приезжают палаточники, и, порой, одеться у них можно намного выгоднее, чем в магазинах на Коммунистической. Например, купить пять пар носков из бамбука за 100 рублей.
Остров свободы
За счет компактности поселка здесь легко поддерживать порядок. Как в правовом смысле, так и в плане благоустройства. Если кто-то нахулиганил - все знают, чьих рук это дело.
С другой стороны, Седкыркещ - это островок свободы, особенно для мужчин, которые любят жечь костры, ловить рыбу и добывать дичь, пить, курить и материться без особого разрешения.
Природа, лес, река, грибы, ягоды находятся в непосредственном доступе - прямо за окном, как и город. Свежий сосновый воздух и чистая, вкусная вода - даже в реке. Причем все это бесплатно.
Детская площадка размером с поселок
Седкыркещ, как и любая деревня за сотни километров от Сыктывкара, - это райское место для молодых мамочек и их детей. Как сказал известный медийный доктор Комаровский, чтобы ребенок часто не болел, его нужно отправить к бабушке поплавать в луже и поесть песка. Если мама ранима такими советами, для нее установили три детские площадки, которые курируют пожарные: ремонтируют поломки и чистят снег зимой.
Песочница размером с Майами-бич и белым, как на Мальдивах, песком, раскинулась прямо на побережье Вычегды. Такой отдых подходит для тех, кто ценит масштаб. Тут же уроки природоведения на натуральных примерах, а не по злополучным обучающим карточкам.
Сказка о потерянном времени
Еще один плюс, который касается исключительно местного менталитета: поселок живет по времени, а значит, умеет дорожить им. Там все идет по расписанию: теплоход, автобус, завтрак и ужин, встреча с любимым из Подтыбка.
Закрома истории
В Седкыркеще до сих пор сохранились исторические закутки, которых, может быть, нигде в Коми уже не найдешь. Возле школы установлен бюст Герою Советского Союза Лизе Чайкиной, которую пытали фашисты, отрезали ей грудь, но она не выдала расположения советских военных.
На одной из главных улиц стоит памятная доска герою-летчику Николаю Гастелло.
В лесном буреломе, даже вдали от глаз местных есть старое немецкое кладбище с фамилиями непростых людей. Простых в ссылки не отправляли. А на действующем кладбище ухаживают за могилами старообрядцев и участников военных конфликтов.
За что не любим
Остров на болотах
Боль и скорбь местных, которую ничем не убавить, не унять, - это дорога из поселка на Большую землю. Два раза в год, весной и осенью, дороги просто нет, поселок отрезан от города. Река зимой больше недели замерзает, льдины тараном сносят все на своем пути, а потом забиваются на повороте в затор, и река покрывается красивейшими снежными торосами, по которым наконец-то можно идти пешком. Чтобы зимой дойти до автобуса, потребуется около 30 минут и плотный прием пищи, чтобы не покрыться инеем.
Весной лед тает, река угрожает полыньями отчаянным пешеходам, а потом разливается, подтапливая жилые дома. Когда-то давно Вычегда размыла старое кладбище на берегу и по воде плавали гробы, а часть из них торчала из обрыва, напоминая людям о смысле жизни. Кладбище пришлось переносить.
Летом Вычегда пересыхает, и теплоходу приходится шаркать пузом дно.
Отдельно стоит сказать про грузовые перевозки. В Седкыркеще развелось столько машин, что они не помещаются на два парома. Поселковые уже даже не переезжают на свой берег, оставляя железных коней ночевать в Алешино возле автобусной остановки. Соответственно, беспризорные машины становятся лакомым кусочком для грабителей и угонщиков.
Однажды свадебный кортеж местных переехал в город покататься по памятным местам. Большую часть времени в тот день они возвращались обратно в поселок. А вот беременные женщины более расторопны: рожали на катере во время шуги и в карете скорой помощи.
Зато остальное время, около полугода, жители поселка ежедневно совершают речные прогулки на теплоходе «Усть-Сысольск», на палубе которого в жаркое время работают кондиционеры, а камеры видеонаблюдения следят за порядком. В 2012 году это стала самая дорогая покупка для Сыктывкара, и самый дорогой подарок для Седкыркеща. Дороже этой техники в столице Коми - только самолеты.
Нет чревоугодию
Такая сложная логистика увеличивает стоимость товаров в магазинах, поэтому люди ждут пришествия супермаркетов, но ни «Пятерочка», ни «Магнит» не торопятся. Местные открывают свои точки и завозят, кстати, продукцию из региональных производителей, например, макароны и бублики из Корткероса. Пиво, которое в Сыктывкаре можно купить за 60 рублей, здесь стоит 120.
Сыктывкарские гении предлагали решение проблемы: понтонный мост и канатная дорога через Вычегду. Но вероятно, кому-то это очень невыгодно, потому что воз и ныне там.
Сонная лощина
Когда-то поселок был центром лесного производства. Здесь вырубали лес, работала пилорама, сплав и даже собственный санаторий для рабочих. Раньше в поселке была и своя пекарня. Работники выпекали 3500 буханок хлеба в сутки. Работало овощехранилище на 100 тонн, холодильник на 100 тонн. Но производство развалили и разворовали.
Одиночество и скука
Сегодня большая часть населения ездит работать в город, возвращаясь переночевать, а те, кто не работают, спиваются на глазах. Молодежи нечем заняться, и трудно представить, что нужно сделать, чтобы территория стала привлекательной, как, например, Арктика. Некоторые считают, что поселок вымирающий, хотя два детских садика пока функционируют. Данные переписи свидетельствуют, что численность местных жителей неуклонно снижается.
Черный обрыв
Название поселка, которое переводится как черный обрыв, труднопроизносимо. Из-за этого над местными часто подтрунивают, так же, как подтрунивают над необычными фамилиями, намеренно их коверкая. А федеральные СМИ используют слово Седкыркещ для демотиваторов и приема иронии. «Медуза», например создала очередной региональный тест под названием «Седкыркещ и дроны» после того, как Коми попала в федеральные новости в связи с арестом губернатора и целой группы его подчиненных. «У Сыктывкара есть и много других интересных черт, самое время проверить, хорошо ли вы их знаете», - написали тогда журналисты. Акулы пера спросили у своих читателей, «Седкыркещ - что это? Булочка с клюквой, поселок в пригороде Сыктывкара, музыкальный инструмент или инструмент для возделывания грядок?».
Местные слово «Седкыркещ» обычно не произносят, называя его Сед, остров или фазенда.
Видео Владимира Морокова, фото Татьяны Ткалун и из официальной группы поселка «ВКонтакте»
Комментарии