Утверждены основные направления бюджетной и налоговой политики региона в 2017 году.
В постановлении правительства республики подводятся итоги предыдущего и первой половины этого года, а также перечисляются планы на 2017-й и последующие 2018-2019 годы. В начале документа говорится, что в Коми достигнуты успехи в экономике, выполняются все социальные обязательства, стартовала программа возрождения республики. В 2015-м налоговых доходы увеличились на 2,8 миллиарда рублей (на 5,2 процента), а объем инвестиций увеличился на 23,1 процента.
Все это время работала специальная комиссия по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов, благодаря которой удалось снизить траты казны на 4,7 миллиарда рублей.
Особое внимание авторы документа уделяют открытости и прозрачности бюджетных данных. По их мнению, эффективность бюджетных расходов повышается за счет вовлечения населения в процесс принятия решений на местном уровне и за счет усиления общественного контроля за действиями администраций городов и районов.
Между тем обозначено несколько проблем. Оказывается, получаемый социально-экономический эффект несоизмерим с объемом израсходованных средств. Деньги до сих пор расходуются недостаточно эффективно. Сохраняется значительное превышение доли налогов, собираемых в Коми и перечисляемых в Москву, над долей средств, направляемых в бюджет республики и местные бюджеты. Некоторые организации имеют большую задолженность по обязательным платежам, а местные органы власти плохо осваивают субсидии на строительство объектов. Бюджет все больше денег тратит на выполнение приоритетных публичных обязательств (в том числе на реализацию майских указов), из-за чего сохраняется дефицит бюджета и растет госдолг.
В 2017 году, как и прежде, бюджетная и налоговая политика будет направлена на обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджетной системы Коми, на повышение эффективности расходов. Собираются одновременно прийти к предсказуемости налогового режима и повысить собираемость обязательных платежей. Не откажутся и от улучшения делового климата и формирования благоприятных условий для развития бизнеса и привлечения инвестиций.
Доходную часть бюджета предлагается увеличить несколькими способами.
Во-первых, сами себе авторы заявляют, что необходимо максимально привлекать субсидии из федерального бюджета с учетом возможностей региональной казны, активно участвовать в федеральных программах. При этом приоритетными являются субсидии, где доля республиканских расходов была бы поменьше.
Во-вторых, собираются заработать на использовании государственного имущества. Будут изымать излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущества, вовлекать в оборот неиспользуемое, а также поставить на учет объекты, обнаруженные во время сплошной инвентаризации.
В-третьих, возможно, решат сохранить сложившийся уровень отчисления принадлежащими республике акционерными обществами дивидендов.
В-четвертых, продолжится приватизация госимущества. За три года намерены продать не менее 90 объектов.
В-пятых, сдерживать объем госдолга на разрешенном уровне будут за счет поэтапного замещения банковских кредитов бюджетными (в этом году хотели это сделать не получилось) и за счет диверсификации структуры долгового портфеля: хотят перейти к долгосрочным заимствованиям и равномерному распределению платежей по погашению и обслуживанию госдолга во избежание пиковых нагрузок на бюджет.
В-шестых, высказана идея оптимизации бюджетной сети, то есть преобразование государственных учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов исполнительной власти, в организации иной формы.
В-седьмых, продолжат централизовать систему госзакупок и пересмотрят количества и наполнение госпрограмм.
В-восьмых, в правительстве планируют сформировать пул проектов государственно-частного партнерства, отвечающих требованиям федерального законодательства. Это нужно для привлечения денег из-за пределов региона.
В-девятых, пересмотрят систему налоговых льгот. С одной стороны, объявлено о возможном расширении категорий налогоплательщиков, с другой стороны, предполагается ввести систему мониторинга льгот, предусматривающую оценку бюджетной эффективности при принятии решения о предоставлении преференций. Даже предлагается отказаться от установления налоговых льгот, ведущих к прямым потерям доходной части бюджета Коми.
Фото с сайта pixabay.com
Комментарии