С 16 июня вузы Коми начали прием документов от абитуриентов. Негласная борьба за хорошего студента, которая продолжается уже несколько лет, вступает в активную фазу. О том, что ожидают высшие учебные заведения в этом году, какие новые специальности стали доступны выпускникам школ, как изменилось количество бюджетных мест и с чем это связано, «КомиОнлайну» рассказали в четырех крупнейших вузах региона — Сыктывкарском госуниверситете, Сыктывкарском лесном институте, Коми государственном пединституте и Ухтинском гостехуниверситете.
Количество и качество: в Коми все меньше сильных абитуриентов
Демографическая ситуация — первый и неизбежный фактор, вносящий коррективы в ситуацию, которая сегодня складывается в системе высшего профессионального образования Коми. Количество выпускников 11-х классов сокращается ежегодно, и эта тенденция продолжится еще в течение нескольких лет. Так, в республике по сравнению с прошлым годом эта цифра сократилась весьма значительно: в 2008 году школу окончили более 6,6 тысячи человек (в 2007-м — 7,5 тысячи). Ситуация усугубляется еще и активным оттоком абитуриентов в вузы Москвы и Санкт-Петербурга — в институты и университеты Коми поступают уже не сильнейшие, а так называемый «второй эшелон», в составе которого достаточно выпускников сельских школ, их подготовка, естественно, отличается от уровня гимназистов и лицеистов.
Снижение «качества» современного выпускника констатируют фактически все крупные вузы Коми. В Сыктывкарском лесном институте, например, отметили, что особенно упал уровень знаний по математике и физике, о чем наглядно свидетельствуют результаты тестирования первокурсников, которое вуз проводит в сентябре. Его «проваливает» абсолютное большинство студентов. Буквально первая же сессия показывает неутешительный уровень знаний студентов по этим дисциплинам. В СЛИ добавили, что приходится даже организовывать группы по дополнительному изучению математики и физики, чтобы ликвидировать пробелы в школьной программе. Представители Сыктывкарского госуниверситета также признают, что хороших абитуриентов все меньше, поэтому в определенных случаях даже недобор на некоторые специальности, — не так уж и плохо, ведь школьный «троечник» вряд ли осилит университетскую программу и все равно «вылетит».
Проблема недобора: «лирики» перевесили «физиков»
Впрочем, проблемы недобора стараются избежать: вузы проводят масштабные рекламные кампании, используя все ресурсы, в том числе и интернет, устраивают выезды в районы, присматривая и привлекая сильнейших, проводят олимпиады и дни открытых дверей, различные акции по привлечению абитуриентов. В КГПИ и УГТУ утверждают, что ожидают конкурс на всех факультетах. В СЛИ и СыктГУ не скрывают, что на некоторых специальностях недобор вполне вероятен. Как пояснили «КомиОнлайну» в СЛИ, абитуриенты ориентируются на то, чтобы после выпуска остаться в городе, и такие специальности как «Лесное хозяйство» и «Механизация сельского хозяйства», особенно на заочное отделение, популярностью не пользуются. Отчасти их можно понять, соглашаются в вузе, — это проблема общества и экономики, она выходит за рамки одного учебного заведения.
Недобор на естественно-научные специальности ожидают в СыктГУ: химия, биология и физика у сегодняшних школьников явно не в почете. О переизбытке гуманитариев не только в Коми, но и в целом по стране говорится давно, но сломить стереотипы абитуриентов и родителей пока не удается. Ректор СыктГУ Василий Задорожный уже заявлял о том, что престиж естественных наук надо поднимать, и это забота, в первую очередь, общеобразовательных школ. Пока же этого не происходит, и в вузе рассчитывают объявлять дополнительный набор уже в августе, когда возвращаются те абитуриенты Коми, которым не удалось поступить в центральные учебные заведения.
Вместе с тем, именно на непопулярные специальности в СыктГУ в этом году ненамного, но увеличили количество бюджетных мест: например, на химию и биологию с прошлогодних 38 до 40. Это произошло даже на фоне общего сокращения числа бюджетных мест — с 944 до 876. В университете уточнили, что это уменьшение затронуло, в первую очередь, гуманитарный блок. Меньше бюджетников будет обучаться и в других вузах республики: на 4 процента сократилось число в КГПИ, на 5 процентов — в СЛИ, правда, там речь идет, в основном, о заочном отделении. В УГТУ количество бюджетных мест для заочников снизилось на семь, а вот, для очников, напротив, увеличилось на девять. При этом там ожидают конкурс на все без исключения специальности.
Прогноз популярных специальностей
Согласно прогнозам вузов в этом году в предпочтениях абитуриентов ничего не изменится: по-прежнему лидирующие позиции занимают экономические направления. В УГТУ к этому добавили факультет гуманитарного образования и нефтегазопромысловый, а в СЛИ — «Информационные системы и технологии» и «Промышленное и гражданское строительство». Спрос породил предложение: на первую специальность с этого года будут набирать и заочников. Также впервые такую форму обучения предложат на специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов».
В соответствии со своей спецификой в пединституте среди особо популярных специальностей назвали «Педагогику и психологию», «Логопедию» и сравнительно молодую «Технологии и предпринимательство». Особенностью института являются сдвоенные специальности, что актуально для будущих педагогов при преподавании в малокомплектных сельских школах, отмечают в вузе.
Новинки в сфере высшего образования
Увеличить приток абитуриентов и, вероятно, изменить направление вектора их предпочтений возможно с открытием новых специальностей, ориентированных на потребности социально-экономической жизни республики. Передовиком в этом отношении в Коми выступает СыктГУ: ежегодно в вузе объявляют набор на одну-две новые специальности. В прошлом году открылись «Лингвистика и межкультурные коммуникации» на базе филологического факультета и «Международные отношения» — на базе исторического. В этом году привлекать внимание к физическому факультету будет «Защита в чрезвычайных ситуациях», на которую университету выделили 20 бюджетных мест. Судя по обращениям выпускников, отметили в вузе, первый набор будет обеспечен стопроцентно — интерес к специальности есть, кроме того, с абитуриентами обещает помочь управление МЧС по Коми. СыктГУ получил в этом году лицензию и на специальность «Журналистика», на нее выделено 7 бюджетных мест.
КГПИ в этом году открыл специальности «Биология» и «Педагогика и психология» на географо-биологическом факультете и отдельно «География» с новой специализацией «Краеведение и туризм».
Еще раз о ЕГЭ
Несмотря на то, что единый госэкзамен пока еще называется «экспериментом», его результаты вузы уже в обязательном порядке принимают практически по всем предметам, за исключением творческих специальностей или требующих специальных навыков (физическая культура), национальной филологии, немецкого и французского языков. Критики, как раньше, в адрес ЕГЭ от представителей вузов стало меньше. Наоборот, в СЛИ полагают, что ЕГЭ решает проблему недобора: у всех абитуриентов этого года, в том числе из села, есть результаты госэкзамена, и они принимаются в качестве вступительных испытаний на заочное отделение. Однако по некоторым предметам результаты ЕГЭ оставляют желать лучшего, и вузам ничего не остается, как опускать шкалу, чтобы «тройку» превратить в «четверку» и все же дать выпускнику возможность поступить.
Ответ на кадровый вопрос
Через пять лет перед выпускниками встанет вопрос трудоустройства. Согласно прогнозу потребности экономики Коми в кадрах с 2008 по 2015 годы специалисты физико-математического и естественнонаучного направлений занимают первые две позиции. Экспертов беспокоит, смогут ли именно по специальности устроиться на работу гуманитарии: возможно, эту проблему в обозримом будущем придется совместно решать руководству вузов и службе занятости.
Решение кадровой проблемы — одна из первоочередных задач и правительства Коми. «Недостаточное количество необходимых экономике региона кадров, естественно, сдерживает ее развитие, — заявил «КомиОнлайну» глава республики Владимир Торлопов. — Система профессионального образования в Коми будет реструктуризирована, это должно уменьшить дисбаланс между потребностями и предложением на рынке труда. Например, появятся профессиональные стандарты, на основе которых будут готовить нужных специалистов, ведь часто сегодня уровень выпускников не устраивает работодателей. С другой стороны, сами предприятия должны понимать, что необходимо вкладываться в переподготовку сотрудников и повышение квалификации».
Комментарии