Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Вторник, 7 сентября, 2010, 08:03 2343 0

Без купюр: размышления Татьяны Мелехиной об активности Общественной палаты Коми в медиасфере региона

«КомиОнлайн» представляет размышления члена первого созыва Общественной палаты Коми, главного редактора газеты «Новая жизнь» Койгородского района республики Татьяны Мелехиной об итогах работы представительного органа гражданского общества региона и медийной активности ОПРК.

Вокруг формирования Общественной палаты Коми нового созыва идет много возни, не всегда честной, не всегда открытой, заметно популистской и ангажированной. Достаточно много звучит оценок, как со знаком «плюс», так и со знаком «минус», о деятельности первого состава палаты. Но уже из этого можно сделать вывод - Общественная палата Коми как институт гражданского общества в регионе состоялась.

Как представителю журналистского сообщества мне бы хотелось поделиться некоторыми своими соображениями.

Когда в 2005 году формировалась Общественная палата РФ первого созыва, Владимир Путин, тогда еще президент страны, предложил включить в ее состав единственного представителя крупнейшего и влиятельнейшего издания России - главного редактора «Московского комсомольца» Павла Гусева. По словам главреда «МК», первой его мыслью было: а не выглядит ли это назначение взяткой? «А потом понял, что, будучи членом этой организации, смогу защищать интересы СМИ, не только «Московского комсомольца», но и всех отечественных СМИ». Эта мысль имела, так сказать, законодательную подоплеку. В статье 2 пункта 7 Закона об «Общественной палате Российской Федерации» одной из задач прописано: «привлечение граждан, общественных объединений и представителей СМИ к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в СМИ, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации и выработки по данным вопросам рекомендаций».

К сожалению, в аналогичном республиканском законе этот пункт просто «выпал». О чем заметил в своих размышлениях и член ОПРК Василий Прокашев. И речь ведь даже не о возможном лоббировании интересов медийного сообщества. По сути, без законодательных гарантий очень сложно выстраивать отношения со СМИ Общественной палате региона, не имеющей своего печатного органа (та самая свобода СМИ, скорее, еще долго будет оставаться просто конституционной нормой). Трудно «продавливались» некоторые решения палаты Коми как в региональных, так и местных СМИ, особенно связанные с критическими оценками деятельности власти. На полуправде, выдаваемой за объективность, или просто замалчивании проблем эффективного гражданского общества не построишь. А средства массовой информации – не просто важнейший из институтов гражданского общества, но и площадка для диалога различных социальных и политических групп, власти и общества; дискуссий по актуальным проблемам жизни социума; выработки консолидированных решений. Поэтому вполне закономерно столь пристальное внимание Общественной палаты России к данной проблематике и представительству журналистского сообщества в ней.

К сожалению, надо признать, медийная группа (в ее составе три человека) ОПРК так и не сумела системно выстроить свою работу. Это связано, конечно, и с объективными моментами. Ее руководитель Павел Кочанов был занят московскими проектами и в основном пребывал в первопрестольной. Хотя предложения в ОП, выработанные совместно с исполкомом регионального отделения Союза журналистов, были неплохими. К примеру, проведение общественной экспертизы состояния гласности и свободы слова  на информационном поле республики (включая мониторинг, мнение правозащитников, журналистов, представителей власти и т.д.); ответственности власти и действенности публикаций (мониторинг); ответственность СМИ, журналистов за соблюдение профессиональной этики; «круглый стол» о состоянии и тенденциях медиарынка региона - насколько этот институт гражданского общества способствует его развитию, с приглашением представителей ОП РФ; об инициировании через субъекты законодательной инициативы и ОП РФ принятия федерального закона «О праве на информацию РФ» (с проведением опроса сотрудников СМИ по этой проблематике с выработкой соответствующих рекомендаций власти) и др. В последние годы, когда отечественная журналистика испытывает как идейный, так и экономический кризис, ведущий к падению престижа профессии, профессиональных стандартов, на мой взгляд, подобная экспертиза была бы уместна и полезна. И, хочется верить, в обновленной Общественной палате будут известные принципиальные журналисты, которые могли бы организовать ее.

Конечно, как представителю государственного издания, приходилось защищать и отстаивать интересы коллег на встречах с различными общественными организациями, писать обращения в Государственный Совет  РК и ведомства о поддержке в первую очередь сельской журналистки, о разработке программы по развитию отрасли, о выработке концепции государственной информационной политики и т.д. Очень жаль, что мы пока так и не были услышаны. Поэтому осадок нереализованных ожиданий остается.

На недавней встрече с общественниками Коми член Общественной палаты РФ, бывший мэр Воркуты Игорь Шпектор укорил ОП республики в беззубости, в постановке узкоэкономических вопросов в ущерб остросоциальным. Наверное, сложно быть жестким при том механизме формирования палаты, который сегодня есть, - это орган, созданный и отфильтрованный властью. И надо быть очень мужественным, смелым ее лидером, чтобы поднимать острые проблемы, волнующие граждан, а власти - очень мудрой, чтобы уметь слышать и слушать голос общественников. Только при таком конструктивном подходе к выстраиванию диалога  можно говорить о развитом гражданском обществе.

И последнее. Сейчас практически завершается процесс формирования палаты нового созыва. Очень бы хотелось надеяться, что туда придут реальные лидеры общественных объединений, и Общественная палата станет площадкой, объединяющей их. Мне кажется, руководителю ОПРК первого созыва Галине Князевой это удавалось…

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Май 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031


Реклама