Группа «Сурганова и Оркестр» должна была приехать в Сыктывкар еще весной 2012 года с альбомом «Увидимся скоро». Однако ни увидеться, ни скоро не получилось – выступление сначала перенесли, а потом и вовсе отменили. Затем понадобилось еще три года, чтобы музыканты, исполосовавшие всю Россию и в особенности Северо-Запад гастрольными поездками, наконец, завернули в Сыктывкар.
Они приехали с новым альбомом «Игра в классики», который, как это всегда бывает у Сургановой, был совершенно не похож на предыдущий. Более того, даже для этой полистилистичной группы пластинка оказалась более чем экспериментальной. Лидер коллектива Светлана Сурганова взяла два десятка своих старых, созданных еще в самом начале пути песен и воскресила их в новой аранжировке. Именно в ней, в аранжировке, и заключается странность и непохожесть «Игры в классики». В песнях можно было услышать непривычные цыганские, шансонные, даже кафешантанные мотивы, что поначалу вызывало минимум недоумение - это правда та самая Сурганова, тот самый вип-панк-декаданс? И, как оказалось, да, та самая. Только слушать ее надо вживую, а не в записи.
После третьего звонка (театральность соблюдалась неукоснительно даже в мелочах) в зале республиканской филармонии было не особенно многолюдно. Пришедшая на концерт публика чинно расселась и выжидательно глядела на колыхающийся занавес. Из-за него спустя несколько минут послышался игривый мужской голос, который призвал зрителей выключить звук мобильных телефонов, но при этом активно хлопать и топать, в общем всячески выражать эмоции от увиденного.
Затем занавес разъехался, на сцену вышли музыканты, одетые в непривычно строгие для рокеров костюмы и даже смокинги, аккуратно поставили рядом с собой инструменты и замерли.
Всю эту академичность через секунду разрушила конферансье в бордовом бархатном платье в исполнении директора группы Елены Жуковой. Потряхивая белокурыми буклями и в ажитации сжимая рукой поролоновую грудь, она с канонически советским прононсом объявила, что концерт «создан в неоклассическом жанре симфонического звучания на основе последних достижений музыкальной и бытовой техники».
Появившаяся следом С.Сурганова подыгрывала коллеге, с преувеличенно понимающим видом кивая головой на фразах типа «высокоскоростная щипковая техника» и «сюрреалистическое течение». Так группа обыгрывала название альбома - не стать классическими исполнителями, но сыграть в них, пошутить, отдав в то же время дань уважение классическому музыкальному искусству.
А затем начались песни. Особый петербургский привкус композиций «В этом городе фонарей» и «Добровольца» перемежался с игривостью песен «Когда устанешь» и «В твою честь», а затем атмосфера теплела от нежности «Мне с тобой не ходить» и «Моего пути».
С.Сурганова почти не общалась со зрителем, все ее обращения, более телесные, нежели вербальные, относились к людям на сцене – к струнному квинтету, к бессменному Валерию Тхаю, к скрипачке, автору всех аранжировок Марии Савкиной.
Это был такой маленький хрупкий дирижер, стоявший посреди сцены и всем телом управлявший большой музыкальной машиной. Вообще для певицы это привычная манера поведения на сцене. Она не раз признавалась, что во время выступлений оголяет душу с помощью текстов песен, поэтому предпочитает не создавать дополнительный информационный шум.
Исполненные композиции в живом звуке обрели все то, чего им не хватало в записи – глубины, искренности, пронзительности, гармоничности, так присущих С.Сургановой. Она прожила каждую песню и отозвалась микродвижением на каждый мажорный или минорный момент, превратив концерт в двухчасовую исповедь.
Роль посредника между публикой и артистами почти целиком отошла к конферансье, которая периодически выходила на сцену, чтобы повеселить поклонников и объявить очередной акт музыкального действа. Впрочем, к концу вечера и она стала гораздо серьезнее, выйдя без накладного бюста и потеряв по пути парик. Е.Жукова провозгласила «Я очеловечилась!», а после уже совсем без фиглярства прочитала восхитительно проникновенное стихотворение «Кто от судьбы уйдет за поворотом медленным?».
Прозвучало еще несколько песен – «Все сначала», «Стану ветром» и «Ты – пламя», которые зритель слушал, уже не переставая хлопать. Затем на минуту воцарилась тишина и С.Сурганова сказала: «Надо было 11 лет просуществовать коллективу, чтобы доехать до вашего прекрасного города». Поклонилась, поблагодарила, попрощалась и ушла, провожаемая овациями.
Поклонники, естественно, отпускать музыкантов просто так не собирались, поэтому аплодисменты звучали еще минимум минут пять, после чего группа снова появилась на сцене. Они впервые исполнили песни не с нового альбома – «Осеннее шоссе», «Белую песню» и нескончаемую «Мураками». На этом концерт-спектакль бы окончательно завершен.
Фото Сергея Боброва, видео Елены Кабаковой
Комментарии